( http://vozdvizhenie.paskha.ru/Obychai/Korinfskij_Rus_narodnaJa/?job=print )
Главная
Как праздновали Воздвиженье
Коринфский А. А. Русь народная

Приближается к концу первая половина сентября-листопада, — с последним днем второй недели его приходит на Святую Русь праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, установленный Церковью в воспоминание обретения святой царицей Еленой Креста, на котором был распят Спаситель мира — Сын Божий. Праздник Воздвижения — заключительный день бабьего лета, третья (и остатняя) встреча осени. С его приходом осень вступает в свои неотъемлемые права, заставляя сельского жителя все чаще и чаще призадумываться о глядящей к нему во двор лиходейке-зиме — с ее морозами, буранами и зачастую приходящей вместе с ними безкормицей-безхлебицей, являющейся грозным бичом пахаря-хлебороба, живущего доброхотными щедротами земли. "На дворе Воздвижение, последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится!" — говорит деревня, любящая и ценящая всякое слово красное. "На Воздвижение шуба за кафтаном тянется!", "На Воздвижение зипун с шубой сдвинется!", "Воздвижение кафтан сымет, шубу наденет!", "Воздвижение — последний воз сдвинулся с поля, а птица — в отлет!", "На Воздвижение ни змея и никакой гад по земле сырой не движется!" и другие. Третья встреча осени — "первые зазимки". Но еще не пугают они в меру зябкого мужика, знающего, что настоящую весть о зиме может принести только Покров-батюшка. Только первый снег, раньше 1(14) октября почти нигде на Руси не выпадающий, и кладет почин необлыжной стуже. Покров — зазимье: на него — "до обеда осень, а после обеда — зимушка-зима", по народной поговорке, совпадающей с ильинской, гласящей, что "на Илью до обеда лето, а после обеда — осень". По старинной примете: "Воздвижение осень зиме навстречу двигает!", а зима, в свой черед, на этот праздник "со бела гнезда сымается, к русскому мужику в гости собирается, — семка (говорит) я, зима — зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу, хлебальных пирогов поем, пива поотведаю, свадьбы сыграю — отпраздную!"... Воздвижение — постный праздник. "Хоть на воскресный день придись Воздвижение, а все на него — пятница-середа, постная еда!", — говорят в народе. "Кто не постит Воздвижению — Кресту Христову, — на того семь грехов воздвигнутся", — замечают о строгости однодневного поста Воздвиженского благочестивые блюстители Церковных Уставов. "Кто скороми на Воздвижениев день чурается, — тому семь грехов прощается!", "У кого на столе убоина о Воздвижение, — тот все свои молитвы убивает, а новой не знает-не ведает, нечем ему Бога помолить!"

На Воздвижение в старые годы во многих местах воздвигал православный люд обыденки-часовни да церковки малые — по обещанию (в честь праздника). Это считалось особенно угодным Богу. Еще и до сих пор ставят в этот день по деревенской Руси придорожные кресты обетные, в благодарность за избавление от зла-напасти, морового поветрия, лихого попущения. В обычае воздвигать-поднимать об эту пору и кресты на ново строящихся храмах. Есть местности, где каждый год совершаются на этот праздник крестные ходы вокруг сел-деревень, что, по народному представлению, ограждает ото всякого лиха на круглый год. Подымают иконы богобоязненные люди на Воздвиженьев день и для обхода полей, — с молитвой о будущем урожае. Молятся "празднику" и о болящих-страждущих, чтобы Господь воздвиг их с одра болезни. "С верою помолиться праведному человеку на Воздвиженьев день, так Животворящий Крест и со смертного ложа подымет!", — говорят в народе, твердо памятующем дедовский завет о том, что "правда сильна верою, а вера — правдою", и что одна без другой мертвы на просвещаемой светом Христовым темной земле.

По старинному простонародному сказанию, еще недавно повторявшемуся в среднем Поволжье, на Воздвижение происходит битва-бой между "честью" и "нечестью". Поднимаются в этот день, как гласит сказание, воздвигаются одна на другую две силы: правда и кривда, "свято" и "несвято"... И зачинает осиливать наваждение от лукавого, и починает колебаться все стоящее за веру правую и правду верную. Дрожит-колышется, сотрясается мать-сыра-земля... Но вот воздвигается из недр ее Святой Господень Крест; вся вселенная сияет, как солнце, от его нетленных-негаснущих лучей. И тает, как воск от огня, все злое, нечистое, все сильное кривдою мира, перед этим лучезарным Крестом. Побеждает все праведное, все чистое... "И так до скончания века веков", — гласит заключительное слово поволжского сказа, свидетельствующего о непоколебимой вере народа в торжество правды, несмотря на обуревающее мир зло, ходящее по свету белому, о бок с черной бедой-невзгодою, все затмевающей, туманящей.

Дума пахаря-народа о хлебе насущном сказалась здесь едва ли не ярче, чем в каких бы то ни было других памятниках его песнотворчества. Эту думу породила власть земли-кормилицы над его стихийной душою, порождавшей не только одних пахарей, но и богатырей. Праздник Воздвижения слывет "капустницами". "Смекай, баба, про капусту: Воздвижение пришло!", — говорят на сельской Руси. А еще: "Воздвижение — капустницы, капусту рубить пора!", "То и рубить капусту, что со Воздвижения!", "У доброго мужика на Воздвиженьев день и пироги с капустой!", "И плохая баба о Воздвижение — капустница!", "На Воздвижение — чей-чей праздничек, а у капусты поболе всех!", "На Воздвижение первая барыня — капуста!" и другие. Капуста, и всегда пользующаяся большим почетом в простонародном обиходе, у всех на языке в Воздвиженьев день. "Щи да каша— пища наша!", — говорит деревенский люд, а сам приговаривает: "Без хлеба мужик сытым не будет, без капусты — щи не живут!", "Хлеб да капуста лихого не попустят!", "Капуста не пуста, сама летит в уста!", "Капуста — лучше пуста!.." О незапасливых хозяевах замечают: "Пошел бы к соседу по капусту, да на двор не пустят!", "Помяни репу, чтобы дали капусты!", "Поезжай в Крым по капусту!", "Ни шит, ни кроен, а весь в рубцах!", "Без счету одежек — все без застежек!", "Маленький попок, сорок ризок оболок!", "Шароватый, кудреватый, на макушке плешь, на здоровье съешь!", — ведут свою иносказательную речь загадки о капусте. Старинное поверье советует выбирать капустные семена из кочнов если не на Воздвижение, то на Благовещение. "Ни Воздвиженской, ни благовещенской капусты мороз не бьет!", — гласит оно, из уст памятливых ко всякой примете старых людей, умудренных опытом. Они же добавляют к этому, что, при посеве капусты надо пересыпать семена из руки в руку, — иначе, вместо капусты, уродится брюква. Капусты, по их же словам, в четверг не садят: "Посадишь — всю черви поточат!"

Воздвижение начинает ряд осенних веселых вечеринок, справляющихся и слывущих под именем "капустниц" не только в деревнях, но и в городах (у мещан). В старину в этот день красны девушки, принарядившись в цветное праздничное платьице, хаживали из дома в дом — рубить капусту. Это делалось с веселыми песнями; гостьям подносилось сусло-пиво, ставились сладкие меда, подавались угощенья-заедки разные (смотря по достатку хозяев). Молодежь-женихи высматривали себе в это время невест-"капустниц". Ввечеру, когда капуста была уже срублена, всюду шло веселье, нередко приводившее к свадьбам, игравшимся о Покров-дне. "Капустенские вечорки" длились две недели, заканчиваясь вместе с сентябрем месяцем. Их ожидала молодежь, как веселого праздника, вроде Масленицы. Немало песен, особого склада и лада, приурочивалось к этому времени, своих, "капустенских", хотя не считалось зазорным петь на "вечорках" и всякие другие, лишь бы складны были да веселы.

Коринфский А. А. «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа»

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика