Cвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл …Мы часто прочитываем поразительные по своему значению слова, содержащиеся в Новом Завете, наполовину, на четверть, а иногда вообще не вникая в смысл, — слова настолько глубокие, что даже люди, живущие вне Церкви, могут, читая их, понять, что есть Крест Христов. |
Хотя святое тело (Христово) с самой первой минуты ипостасного соединения совершенно обогатилось славою невидимого Божества, так что одна и та же слава и Слова и плоти, однако же эта слава, быв сокрыта в видимом теле, не могла быть видена теми, которые связаны узами плоти и, конечно, не могут вмещать того, чего не видят и ангелы. Посему, когда Христос преображается, то Он становится не тем, чем не был, но отверзая очи Своих учеников и из слепых делая их зрячими, является им тем самым, чем был. |
Крест - укротитель богатых, промыслитель о бедных, заступник вдовиц, покровитель и питатель сирот. Крест - честь правителей, крепость Владык, победа вождей, печать девства, союз супружества. Крест - хранитель градов, оградитель жилищ, посредник друзей, отмститель врагам, противник супостатам, преследователь язычников, оборонитель от варваров, блюститель тишины. Крест - царь любви, умиритель мира, союз твари, определитель границ любви - высотою неба, глубиною земли, длиною и широтою вселенной. Кратко сказать: Крест - глава страданий Христовых, венец совершившихся для нас чудес. |
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Други наши! "...слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия" (1 Кор. 1, 18). И вчера мы с вами зримо прикасались к этой силе, став участниками Воздвижения Креста Господня. Мимо каждого из вас проплыло Животворящее Древо, изнесенное из Святая Святых, из земного неба, из алтаря Господня. Проплыло, и поднялось на высоту, и опустилось до земли, чтобы снова возвыситься, осеняя все стороны света, чтобы каждый увидел, понял и почувствовал силу и власть сего великого знамения победы. |
Cхиархимандрит Кирилл (Павлов) Крест Христов говорит нам о безконечной любви к грешному роду человеческому Отца Небесного, Который не пощадил Сына Своего Единородного, но за нас предал Его, и о крайнем, изумительном самоотвержении Сына Божия. И нам ли не воздавать Ему за то взаимной любовью и исполнением Его заповедей! Крест Христов напоминает нам о Горнем нашем Отечестве, вход куда в течение тысячелетий был закрыт, но наконец, с явлением Креста Господня, отверзся; напоминает нам о тех вечных благах, которые уготованы там для всех любящих Бога еще от сложения мира. |
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) С огромной глубиной и силой о значении Креста Христова говорит св. ап. Павел в своем первом послании к Коринфянам. Слушайте слова его, глубоко вникайте в их святое значение: "Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия". Юродство, безумие, сумасшествие для погибающих слова о Кресте, а для нас в нем вся сила Божия, ибо написано: "Погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну". Это говорил еще пророк Исаия. "Где мудрец? Где книжники? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?" |
Среди народов Запада, давно отпавших от истинно христианской веры - веры православной, редко-редко где найдем мы настоящее почитание Креста Господня, а у многих из них не только нет совсем и не признается его священное изображение, но оно - страшно сказать! - подвергается даже кощунственному поруганию. Крест Господень всячески вытесняется здесь и заменяется иными символами и эмблемами, которые мы видим повсюду, и объединяются эти современные люди, иногда даже не отрекшиеся совсем от своего христианского имени, вокруг других идей и лозунгов, не только ничего общего с Крестом Господним не имеющих, но часто прямо враждебных ему. |
За то, что этот народ, получивший такие милости Божии, согрешал пред Господом, Господь попустил ему странствовать в течение сорока лет по пустыне, прежде чем он достигнет земли обетованной. Однако вместо благодарности Богу Отцу за великие милости, совершенные по отношению к этому народу, эти люди стали жаловаться на трудности, которые они переживали. Они стали вспоминать то, что было у них раньше и роптать на Бога и на Моисея: «Зачем ты нас вывел из земли Египетской? Эти люди роптали на Бога. Какой неблагодарный народ! |
Смерть нашего Спасителя на Голгофе есть совершеннейшая жертва любви, принесенная за всех людей. Крест Христов для одних явился соблазном, для других — юродством. Непостижима тайна Креста для человеческого разумения. Она противоречила всем представлениям ветхого человека о святости. Бога, явившегося в уничижении, Бога «беззащитного», «безсильного», «поруганного» люди принять не хотели. Мессию, Которого ждали древние израильтяне в облике Победителя, Мстителя и грозного Судии, не признали в Тишайшем и Сладчайшем Иисусе. |
Крест, бывший позорным орудием казни, по распятии Христовом сделался преблаженным и досточтимым знамением нашего искупления, так что христианин может теперь сказать с апостолом, что ничем не следует хвалиться, только Крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал 6:14). |
Сколько мыслей, сколько святых чувств рождается в душе верующего у подножия Креста Господня! Господь Иисус Христос пострадал и умер на Кресте во имя спасения людей. Но Крест Христов — это не только тот деревянный крест, который Спаситель Сам нес на Голгофу, но и духовное средоточие скорбей, страданий и смерти, которые Он претерпел на Нем. И вещественный Крест Иисуса Христа, и Крест Его страданий и смерти настолько был тяжел, что никто из людей не смог взять его и понести. |
Учась предстоять у Храмового Креста (так скажем, малой Голгофы), мы возносимся мыслью к событиям, предшествовавшим крестным страданиям. И вспоминаем моление о чаше, арест — когда пришли забрать Христа ночью с оружием яко на разбойника, — тайную вечерю, предательство Иуды, соблазн апостолов, суд у первосвященника и Пилата, заушения, оплевание, ударения, венчание терновым венцом, крестный путь, пригвождение... Удар! Еще удар! Еще, еще... и только семь слов Спасителя на Кресте — слова Любви. Земля сотрясалась от этого безчеловечнейшего святотатства. |
Христова Церковь — воинствующая; и трудно так нам оттого, что мы ближе, чем иудеи и исламисты, к Богу, — на нас все силы злобы поднебесной навалились. И между прочим, у нас среди множества Церквей есть одна истинная Православная; и Церковь Православная непрестанно молится «о соединении всех». Ведь сатана поставил Церковь перед такой дилеммой, какую человеческому уму решить не под силу. Что лучше: сохранять единство и мир, отрекаясь вместе с еретиками от Сына Божия и Духа Святого, либо изгонять братьев, только чтобы не потерять Бога? |
Самые древние живописные изображения Креста Христова обнаружены в римских катакомбах. Они относятся к первым векам христианства. Важное значение для истории раннехристианской Церкви имеют находки, сделанные в Геркулануме (1938 г.) и в Помпеях (1955 г.): «Почитание Креста, который был признан официально только эдиктом Константина и свидетельства о котором до сих пор находим только в памятниках II и III веков, теперь должно быть отнесено к периоду раньше, чем 79 г. н. э. Оно восходит к первым временам апостольской проповеди...» |
Можно с уверенностью утверждать, что Господь раскрыл Своим спутникам и мессианский смысл библейских прообразов Креста Своего, ибо на Кресте совершилось искупление и спасение людей, Крест стал главою нашего спасения. |
Вся тайна христианства и победа его — в радостной вере в Воскресение, то есть в то, что Распятый, Отвергнутый, Оплеванный открыл путь в новое Царство Вечной Жизни. Христианство неудобно для обывательского понимания. Здесь, на земле, оно может дать нам только веру, только надежду на жизнь вечную в будущем веке, оно наполняет сердце любовью. Оно невыгодно для меркантильного человека. |
Как праздновали Воздвиженье | Богослужение | Богословие | Фотогалереи | Медиа | Поздравительные открытки! | Праздник на рабочем столе | Ссылки | Вопрос священнику | История | Иконография праздника | Монастыри и храмы | Искусство | Детская страница
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования