Поделиться:

На Литургии

Антифон 1, глас 2
Стих 1. Псалом 21:

Боже, Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси? Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас. Боже, Боже мой, внемли мне, / для чего Ты оставил меня?    По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас.

Паки другий лик, стих 2:

Далече от спасения моего словеса грехопадений моих. Молитвами Богородицы: Удалила меня от спасения / вина грехопадений моих. По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас.

И паки 1-й лик, стих 3:

Боже мой, воззову во дни и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне. Молитвами Богородицы: Боже мой, я буду взывать днём – и Ты не услышишь; / и ночью – и это не в неразумие мне. По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас.

Таже 2-й лик, стих 4:

Ты же во святем живеши, Хвало Израилева. Молитвами Богородицы: Но Ты живёшь во святилище, / Похвала Израиля! По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас.

Слава, и ныне:

Молитвами Богородицы: По молитвам Богородицы, Спаситель, / спаси нас.

Антифон 2, глас 2. Псалом 73.

Стих 1:

Вскую, Боже, отринул ны еси до конца? Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: аллилуиа. Для чего Ты, Боже, / отверг нас? Спаси нас, Сын Божий, преобразившийся на горе, поющих Тебе: аллилуиа.

Другий лик, стих 2:

Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва. Спаси ны, Сыне Божий: Вспомни сонм Твой, / который Ты приобрёл от начала. Спаси нас, Сын Божий, преобразившийся на горе, поющих Тебе: аллилуиа.

Стих 3:

Гора Сион сия, в нейже вселился еси. Спаси ны, Сыне Божий: Эту гору Сион, / на которой Ты поселился. Спаси нас, Сын Божий, преобразившийся на горе, воспевающих Тебе: аллилуиа.

Стих 4:

Бог же Царь наш прежде века содела спасение посреде земли. Спаси ны, Сыне Божий: Бог же, Царь наш прежде века, / соделал спасение посреди земли.  Спаси нас, Сын Божий, преобразившийся на горе, воспевающих Тебе: аллилуиа.

Слава, и ныне: Единородный Сыне:

Антифон 3. Псалом 98.

Стих 1:

Господь воцарися, да гневаются людие. Господь воцарился: / пусть гневаются народы!

Тропарь:

Спаси, Господи, люди Твоя: весь до конца. Спаси, Господи, людей Твоих / и благослови наследие Твоё, / победы верным над неприятелями даруя / и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.

Стих 2:

Господь воцарися, да гневаются людие, седяй на херувимех, да подвижится земля. Господь воцарился: пусть гневаются народы! / Восседающий на Херувимах: да потрясётся земля!

Тропарь: Спаси, Господи, люди Твоя:

И паки 1-й лик, Стих 3:

Господь в Сионе велик, и высок есть над всеми людьми. Господь на Сионе велик / и высок над всеми народами.

Тропарь: Спаси, Господи, люди Твоя:

Другий лик, Стих 4:

Поклонитеся Господеви во дворе святем Его. Поклонитесь Господу / во дворе святом Его.

Тропарь: Спаси, Господи, люди Твоя:

Таже, вход. Диакон речет: Премудрость, прости. Мы же входное:

Возносите Господа Бога нашего, и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. Возносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию ног Его, ибо свято оно.

Тропарь: Спаси, Господи, люди Твоя:

Слава, и ныне, кондак: Вознесыйся на Крест волею:

На горе преобразился еси, / и якоже вмещаху ученицы Твои, / славу Твою, Христе Боже, видеша, / да егда Тя узрят распинаема, / страдание убо уразумеют вольное, / мирови же проповедят, / яко Ты еси воистинну Отчее сияние. Вознесенный на Крест добровольно, / соименному Тебе новому народу / милости Твои даруй, Христе Боже; / возвесели силою Твоею верных людей Твоих, / подавая им победы над врагами, / – да имеют они помощь от Тебя, / оружие мира, непобедимый знак победы.

Вместо же Трисвятаго: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим.

Прокимен, глас 7:

Возносите Господа Бога нашего, и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. Возносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию

Стих:

Господь воцарися, да гневаются людие. Господь воцарился: пусть гневаются народы!

Апостол, Коринфяном послания святаго апостола Павла чтение, зачало 125:

Братие, слово бо крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть.

Писано бо есть: погублю премудрость премудрых, и разум разумных отвергу.

Где премудр? где книжник? где совопросник века сего? Не обуи ли Бог премудрость мира сего?

Понеже бо в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти верующих.

Понеже и Иудее знамения просят, и Еллини премудрости ищут:

Мы же проповедуем Христа распята, Иудеем убо соблазн, Еллином же безумие,

Самем же званным Иудеем же и Еллином Христа, Божию силу и Божию премудрость.

Братья, слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых – сила Божия.

Ибо написано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну».

Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?

Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.

Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;

А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,

Для самих же призванных Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость.

Аллилуиа, глас 1:

Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва. Вспомни сонм Твой, который приобрёл Ты от начала.

Стих: Бог же Царь наш прежде века содела спасение посреде земли.

От Иоанна святаго Евангелия чтение, зачало 60:

Во время оно, совет сотвориша архиерее и старцы на Иисуса, яко да убиют Его. И приведоша Его к Пилату, глаголюще: возми, возми, распни Его. Глагола им Пилат: поимите Его вы и распните: аз бо не обретаю в Нем вины.

Отвещаша ему иудее: мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети, яко Себе Сына Божия сотвори.

Егда убо слыша Пилат сие слово, паче убояся,

И вниде в претор паки и глагола Иисусови: откуду еси Ты? Иисус же ответа не даде ему.

Глагола же Ему Пилат: мне ли не глаголеши? не веси ли, яко власть имам распяти Тя и власть имам пустити Тя?

Отвеща Иисус: не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано свыше.

Пилат убо слышав сие слово, изведе вон Иисуса и седе на судищи, на месте глаголемем Лифостротон, еврейски же Гаввафа.

Бе же пяток Пасце, час же яко шестый. И глагола Иудеом: се Царь ваш.

Они же вопияху: возми, возми, распни Его. Глагола им Пилат: Царя ли вашего распну? Отвещаша архиерее: не имамы царя токмо кесаря.

Тогда убо предаде Его им, да распнется. Поемше же Иисуса и ведоша:

И нося крест Свой изыде на глаголемое Лобное место, еже глаголется еврейски Голгофа,

Идеже пропяша Его и с Ним ина два сюду и сюду, посреде же Иисуса.

Написа же и титла Пилат и положи на кресте. Бе же написано: Иисус Назорянин, Царь Иудейский.

Сего же титла мнози чтоша от Иудей, яко близ бе место града, идеже пропяша Иисуса: и бе написано еврейски, гречески, римски.

Стояху же при кресте Иисусове Мати Его и сестра Матере Его Мариа Клеопова и Мариа Магдалина.

Иисус же видев Матерь и ученика стояща, егоже любляше, глагола Матери Своей: Жено, се, сын Твой.

Потом глагола ученику: се, Мати твоя. И от того часа поят Ю ученик во своя си.

Посем ведый Иисус, яко вся уже совершишася,

И приклонь главу, предаде дух.

Иудее же, понеже пяток бе, да не останут на кресте телеса в субботу, бе бо велик день тоя субботы, молиша Пилата, да пребиют голени их и возмут.

Приидоша же воини, и первому убо пребиша голени, и другому распятому с Ним:

На Иисуса же пришедше, яко видеша Его уже умерша, не пребиша Ему голений,

Но един от воин копием ребра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода.

И видевый свидетелствова, и истинно есть свидетелство его.

Первосвященники и старейшины собрали совет против Иисуса, чтобы убить Его. И привели Его к Пилату, и говорят: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы и распните, ибо я не нахожу в Нем вины.

Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

Пилат, когда услышал это слово, больше убоялся,

И опять вошел в преторию, и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше.

Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.

Тогда была пятница пред Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя кроме кесаря.

Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;

Там распяли Его и с Ним двух других по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

Пилат же написал и надпись и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мариа Магдалина.

Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

После того Иисус, зная, что уже все совершилось,

Преклонив главу, предал дух.

Но как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, ибо та суббота была день великий, просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним;

Но, пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,

Но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его.

За Достойно:

Величай душе моя пречестный Крест Господень. Величай, душа моя, / всесвященный Крест Господень.

Ирмос, глас 8:

Таин еси, Богородице, рай, / невозделанно возрастивший Христа, / Имже крестное живоносное на земли насадися Древо. / Тем, ныне возносиму, / покланяющеся Ему, Тя величаем. Ты, Богородица, – таинственный рай, / невозделанно произрастивший Христа, / Которым на земле насаждено / Креста живоносное древо; / потому ныне, при воздвижении его, / поклоняясь ему, мы Тебя величаем.

Причастен:

Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи. Отметил нас свет лица Твоего, Господи! Аллилуиа.
Господи, мы во свете лица Твоего пойдем, / и о имени Твоём возрадуемся вовеки. Господи, мы во свете лица Твоего пойдем, / и о имени Твоём возрадуемся навсегда.

На трапезе же бывает утешение братии, от елеа и вина, и прочих снедей овощных: сыра же и яиц и рыбы никако же дерзнем коснутися.

Добавить в блог

Как праздновали Воздвиженье | Богослужение | Богословие | Фотогалереи | Медиа | Поздравительные открытки! | Праздник на рабочем столе | Ссылки | Вопрос священнику | История | Иконография праздника | Монастыри и храмы | Искусство | Детская страница

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика