Итак, апостолы наставляли, что все блага, как настоящей, так и будущей жизни, являются прямым следствием крестного подвига воплотившегося Сына Божия. Причем эти блага простираются не только на человека, но и на всю природу и даже вселенную, которая будет обновлена в день всеобщего воскресения (Рим. 9: 21; 2 Пет. 3: 13). Для человека важнейшим благом искупительной смерти и воскресения Спасителя является дарование ему способности жить духовно — возможности преодолевать свои дурные наклонности, совершенствоваться, приближаться к Богу. Остальные духовные блага тесно связаны со способностью быть новым человеком.
До пришествия Христа подлинная духовная жизнь была недоступна человеку, он был пленником своих телесных, часто греховных, желаний. Благодать Христова вселяет в человека новые мысли, новый взгляд на жизнь. Она показывает всю пустоту и суетность земного, проясняет в нем понимание цели своего земного существования и помогает ему на каждом шагу приближаться к этой цели. Она заменяет чувство гнета и озлобленности, которыми обычно подавлен плотский человек, чувством легкости и мира; жажду низменных удовольствий — сладостью общения с Богом; болезненное самолюбие — желанием делать добро. Но, конечно, всякий рост и совершенствование требует и личного усилия, постоянства, иногда — борьбы.
Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются "крестом". Христианин призывается следовать за Христом, неся свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мною (называет себя христианином), тот не достоин Меня (Мф. 10: 38). Апостолы, говоря о христианском подвиге, утешали себя и других словами: если мы с Ним страдаем, то с Ним и прославимся... нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8: 17-18).
Напоминая о безконечной любви Христовой, апостолы еще так наставляли христиан: Любовь (Христову) познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: (поэтому) и мы должны полагать души свои за братьев (1 Ин. 3: 16). В заключение хочется сказать, что до страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием безконечной Божией любви, предметом радости.
Воплотившийся Сын Божий Своею Кровью освятил Крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих. В этом нас убеждает тысячелетний опыт Церкви. Так, например, крестным знамением освящается вода Крещения, на литургии хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христову и совершаются все Таинства; крестом прогоняется злая сила. Крестное знамение охраняет человека от несчастий, привлекает к нему Божию помощь. Вот почему православные христиане так чтят Святой Крест, делают на себе крестное знамение, носят нательный крест, крестом украшают свои дома и храмы.
Праздники. Книга для домашнего и семейного чтения в особо торжественные церковные дни. «Синтагма», 2007.