Поделиться:
Главная
Богослужение

Первая существенная особенность утрени - Евангелие читается не на середине храма, как обычно в праздники, а в алтаре. В воскресные дни после прочтения очередного отрывка из Евангелия о воскресении Христовом, совершается целование Евангелия, и обычно бывает елеопомазание. В праздник же Воздвижения совершается поклонение Кресту и целование его, поэтому Евангелие не выносят. Существует еще одна причина чтения Евангелия в алтаре: это совершается ради особенности праздника. В алтаре совершаются лишь особенные священнодействия, поэтому чтобы подчеркнуть особую торжественность праздника, Евангелие читается в алтаре. После этого поется воскресная песнь «Воскресение Христово видевше...», в какой бы день ни случился праздник, потому что в этот праздник воспоминается крестная смерть и воскресение Христово.

Канон праздника написан прп. Косьмой, епископом Маиумским. Интересная особенность есть у этого канона - в нем две 9-х песни. Предание гласит, что однажды прп. Косьма был в праздник Воздвижения в другом городе и услышал, что его канон исполняют не так, как он его написал. Он указал, что канон следует петь по-другому, но на его замечания не обратили внимания. Когда он сказал, что он автор этого канона, от него потребовали доказательств. Тогда прп. Косьма тут же написал вторую 9-ю песнь, подобную первой. Лично мне эта версия кажется более вероятной, чем мнение некоторых исследователей, считающих вторую 9-ю песнь остатком какого-то древнего канона, хотя и это тоже возможно. Как обычно бывает в так называемые двунадесятые праздники, на 9-й песни не поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа...» с припевом «Честнейшую херувим...», а поются припевы праздника. Так как 9-х песней две, то и припевов тоже два.

Главной особенностью службы праздника является вынос Креста и поклонение ему. Как говорится в Уставе, «певаему же славословию», то есть во время пения хором великого славословия, начинающего возгласом «Слава Тебе, показавшему нам свет», предстоятель (первенствующий священник или епископ) выносит святой Крест перед Царскими вратами и ожидает окончания славословия. При этом он в полном облачении, как при совершении Литургии - ради особой торжественности службы и особого почитания Креста. Там, где совершается чин воздвижения, происходит примерно то же, что происходило в те далекие времена в окрестностях Иерусалима: при огромном стечении народа для всех не было возможности подойти и приложиться ко Кресту, поэтому патриарх Макарий поднял Крест, чтобы всем было его видно (т.е. совершил его воздвижение - по-славянски), народ совершал поклонение Кресту и молился: «Господи помилуй!» И по чину предстоятель 5 раз при пении «Господи помилуй» (100 раз) совершает воздвижение креста на 4 стороны света: на восток, на запад, на юг, на север, и в последний раз на восток. Затем все молящиеся целуют Крест и помазываются святым елеем по обычаю. При общем поклонении Кресту поется особый тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Этот тропарь еще раз подчеркивает неразрывную связь крестных страданий и воскресения Спасителя.

Чин воздвижения бывает не во всех храмах, а большей частью только в соборных. Там, где воздвижения не совершается, бывает только вынос Креста во время славословия, положение его на аналое посреди храма с пением тропаря праздника трижды, потом, опуская чин воздвижения, сразу поклонение, и поются стихиры на целование Креста.

Добавить в блог

Как праздновали Воздвиженье | Богослужение | Богословие | Фотогалереи | Медиа | Поздравительные открытки! | Праздник на рабочем столе | Ссылки | Вопрос священнику | История | Иконография праздника | Монастыри и храмы | Искусство | Детская страница

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика