( http://vozdvizhenie.paskha.ru/Bogoslovie/Propovedi/AnaniJa/?job=print )
Главная
Богословие
Проповеди
Протоиерей Анания Попович

Крест Христов и крест христианина

«Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим»

Крест! Краткое это слово пронзает, потрясает до сокровенных глубин душу христианина. Взирать на Крест Христов духовными очами веры — значит взирать на таинственный Жертвенник, где заклан был в Жертву за грехи мира Божественный Агнец, Который Своей Пречистой Кровью примирил нас, бывших некогда отчужденными и врагами (Кол. 1, 21), с Вечной Правдой — Богом и тем открыл верующим в Него доступ к источникам Божественной благодати, ко спасению. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел Жизнь Вечную (Ин. 3, 16).

Спасение человека и всего творения совершилось через величайшее таинство Боговоплощения, Крестные страдания и Воскресение Сына Божия и Сына Человеческого — Иисуса Христа. Глубина и сущность этого таинства была от века сокрыта даже от ангелов. Путь спасения человека, предначертанный в предвечном Троичном Совете, — Крест Христов. Размышлять о Кресте — значит прикасаться к тому, что несравненно превыше всего сущего. Поэтому-то и сказал святой апостол Павел, что говорить о Кресте — значит проповедовать премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей (1 Кор. 2, 7). А святитель Григорий Богослов говорит: «Крест Христа выше всякого слова». Когда мы взираем на Распятого Христа, Господа, нас объемлет благоговение. Внутри сердечного сознания своего, в безмолвии души повторим слова одного из величайших пророков Ветхого Завета — святого Исаии: Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (53, 5).

Ради нашего искупления Господь Иисус Христос испил до дна чашу страданий физических и нравственных. И вот, в этом-то смысле вся земная жизнь Спасителя была непрерывным восхождением на Голгофский Крест. Любовь Божия чрез Крест, чрез страдания Спасителя мира вновь и вновь возрождает Свое падшее создание — человека, оказавшегося вследствие греха преслушания в руках смерти — диавола, имеющего державу смерти (Евр. 2, 14). Крест Христов разрушает самую основу греха, преодолевает преграду, разделяющую человека и Бога, уничтожает смерть и открывает человеку путь к Вечной Жизни в Боге, путь к Воскресению. В одном церковном песнопении поется: Господи, оружие на диавола — Крест Твой дал ecu нам, трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его, яко мертвыя возставляет и смерть упраздни, сего ради покланяемся погребению Твоему и востанию (стихира на «Хвалите», глас 6).

Смерть нашего Спасителя на Голгофе есть совершеннейшая жертва любви, принесенная за всех людей. Крест Христов для одних явился соблазном, для других — юродством. Непостижима тайна Креста для человеческого разумения. Она противоречила всем представлениям ветхого человека о святости. Бога, явившегося в уничижении, Бога «беззащитного», «безсильного», «поруганного» люди принять не хотели. Мессию, Которого ждали древние израильтяне в облике Победителя, Мстителя и грозного Судии, не признали в Тишайшем и Сладчайшем Иисусе. По своему жестокосердию они не понимали слов Спасителя о Крестном пути — единственном пути в Царство Небесное. Господь призывает: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34).

Страданиями Господа Иисуса Христа дарована Кресту спасительная сила благодати: Господь освятил Древо Креста Своей Кровью, пролитой на Голгофском Кресте за грехи мира. Крест был водружен врагом нашего спасения, дабы уничтожить самую Жизнь, но чрез него нам воссияла новая, Вечная Жизнь. Крест сопутствует верным всю их жизнь, осеняет их первое и последнее дыхание. Он, как светильник неугасимый, светит нам во мраке, и тьма духовная не может объять его. Верующие во Христа и до конца следующие за Ним по Его крестному пути побеждают свою греховность и смерть, становятся участниками Его Воскресения, ибо Крест увенчан победой Воскресения.

Открыт ныне пред человеком путь истины и спасения. Надлежит подъять крест свой и идти за Христом. Крестоношение есть подвиг духа и тела, подвиг веры. «Христос пришел и принес прощение, оправдание и жизнь, но дарует это не просто, а при посредстве Креста», — говорит святой Иоанн Златоуст. Крестоношение не есть просто страдание, но всегда со-страдание, со-распятие Христу, за нас умершему (2 Кор. 5, 15), то есть самоотверженная жизнь по заветам Спасителя, деятельная любовь, многоплодная и живая, ко всем людям. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками (Ин. 15, 8), — говорит Спаситель.

Крестоношение есть также борьба с собственными страстями и пороками, которые нам надлежит в каждое мгновение жизни возносить на крест и пригвождать к древу жизни и спасения для обновления духа и облечения в нетленные одежды праведности Христовой. «Борьба со страстьми, — говорит епископ Феофан Затворник, — есть внутренний крест». Страсти, привычки и греховные помыслы стали как бы второй нашей природой. Самым верным орудием их умерщвления является образ смерти Христовой. Весь жизненный путь христианина, человека нового мира, есть познание Креста, которое позволит человеку в конце пути сказать о себе словами святого апостола Павла: Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 19, 20).

Душа христианина проходит все ступени крестного пути Самого Спасителя, чтобы стать живым храмом, вместилищем Духа Божия. Если мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним (Рим. 6, 8), — учит апостол о благодатном духовном восхождении на Крест. Вот главные ступени этой лествицы к Небесам. «Отвергнись себя». Свергни с себя иго греха, измени свою жизнь, измени устремления своей воли, подчинив ее всецело воле Божественной, соделай Христа началом всей своей жизни. «Возьми крест свой». Возьми на себя подвиг непрестанной внутренней борьбы со злом, терпеливо выкорчевывай злые помыслы и привычки в душе своей, созидай в себе храм Божий, смиренно неси скорби, посылаемые Богом. «Следуй за Мной». Иди по ступеням духовной лествицы по пути веры и добродетелей Христовых.

Крестный путь, смерть и воскресение — нерасторжимые звенья священных событий. Такой путь прошел Спаситель. К этому пути призываемся и мы. Иного нам не дано. Иным может быть лишь путь к вечной погибели. Страдания христианина, совершающего духовный подвиг самоотвержения, подвиг спасения, ведут его к совершенной и непреходящей радости богообщения, к полноте и законченности, завершенности бытия во Христе. Церковь обращается ко всем, призываемым к спасению: Придите, все верные, поклонимся Распятому и Воскресшему Господу Иисусу, Единому Безгрешному, ибо пришла Крестом радость всему миру. Взирая на Животворящий Крест Христов, молитвенно испросим у Владыки жизни и света благодатной помощи для крестного подвига.

Мужайся, христианин, будь тверд в твоем духовном ратоборстве. Христос победил мир греха, мир тьмы духовной. Он с тобой на твоем крестном пути. У тебя в руках великое и сильное оружие, дарованное Христом, — Его Крест — знамение нашей веры, всеконечной и всесовершенной победы добра над злом, света над мраком. Это истинная красота Церкви, это оружие мира, непобедимая победа! Аминь.

ЖМП 1981 № 9.

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика