Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Наступает великий двунадесятый праздник - Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. На всенощной праздника будет изнесен из алтаря на середину храма Честный Крест Христов для нашего поклонения. Это великое событие в жизни Православной Церкви, в жизни нашего Отечества и всего человечества. Крест Христов возносится над миром, Крест Христов становится виден для всех с тем, чтобы мы узнали, что происходит с нами.
Мы будем приходить в храмы в этот день на всенощную, на Божественную Литургию, народу будет больше, чем обычно. Не так, как на Пасху, но очень многие захотят поклониться Кресту Христову. Но просто совершить три земных поклона и поцеловать древо Креста - еще не принесет никакой пользы человеку, если его ум, его сердце не увидит то, что изображено на этом распятии. Сегодня в Евангелии, в Неделю перед Воздвижением, Господь в кратких словах раскрывает нам тайну этого события, которое пророчески прообразовалось еще из глубины веков, за 1500 лет до пришествия Христа в мир, до Его спасительной Голгофы.
Во времена пророка Моисея избранный Богом народ чудесно был проведен Им через Чермное море после того, как избавился от многовекового египетского рабства. За то, что этот народ, получивший такие милости Божии, согрешал пред Господом, Господь попустил ему странствовать в течение сорока лет по пустыне, прежде чем он достигнет земли обетованной. Но Господь, тем не менее, не оставлял Своей заботой этот народ. Хотя кругом была выжженная пустыня, Бог посылал необходимую для них пищу. Можно сказать - отборное мясо, когда птицы падали с небес к их ногам. И вместо обычного хлеба Он питал их небесною манной.
Однако вместо благодарности Богу Отцу за великие милости, совершенные по отношению к этому народу, эти люди стали жаловаться на трудности, которые они переживали. Они стали вспоминать то, что было у них раньше и роптать на Бога и на Моисея: «Зачем ты нас вывел из земли Египетской? Для чего ты даешь нам в пустыне одну и ту же пищу, в то время как раньше у нас были в Египте те самые знаменитые египетские котлы». Так говорили они, о чем Церковь вспоминает на первой седмице Великого поста, когда мы вступаем в покаяние молитвою преподобного Андрея Критского.
Эти люди роптали на Бога. Какой неблагодарный народ! Посмотрите, сколько они получили от Господа, и какая неблагодарность!
А разве мы отличаемся чем-нибудь от них? Разве Господь не облагодатствовал особыми милостями наш народ, нашу православную Россию - особым богатством, просторами, благодатью, когда Он поставил православного Царя, хранителя нравственности, благочестия? Разве сегодня мы, несмотря на то, что наказаны Богом за наши грехи, не принимаем от Него бесчисленные милости - разве не светит уже солнце и нет у нас пищи, и нет воздуха и воды? Разве Господь не дает нам сегодня благодать? Но случись с нами какая-нибудь скорбь, какие-нибудь неприятности, мы начинаем уже жаловаться и роптать на Бога. А некоторые доходят до того, что возводят хулу на Бога в этих своих скорбях: «Для чего Он попускает такие скорби русскому народу? Почему мы так оставлены? За что это мне дается такая скорбь? Почему мне такую судьбу послал Господь?»
Неблагодарность Богу и ропот - великий грех. И Господь, чтобы мы поняли это, чтобы все человечество, желающее жить осмысленной жизнью, а не жизнью животных, поняло это, Господь преподносит урок, чтобы мы увидели, каким тяжким является этот грех. Он наказывает в пустыне Богоизбранный народ, так что они внезапно оказываются со всех сторон окруженными ядовитыми змеями, которые нападают на них и в течение нескольких минут великое множество людей в ужасных мучениях умирает.
Если бы Господь не остановил это бедствие, то эта огромная пустыня стала бы кладбищем всего богоизбранного народа, и на ней можно было бы написать слова Писания: «Оброки греха - смерть» (Рим. 6, 23).
Но когда народ увидел страшные бедствия, которыми поражает его Господь, он стал приходить в себя. Люди опомнились и с раскаянием бросились к пророку Моисею, говоря: «Ты человек Божий, умоли Господа, чтобы Он дал нам избавление». И великий пророк Моисей молился Господу: «Господи милосердный, помилуй этот народ, еще раз прости его, и дай этому народу избавление от ужаса, который он переживает; от смерти, которая поражает его». И милосердный Господь сказал Моисею: «Сделай медного змия и подними его на столпе посреди стана. Подними его так, чтобы все видели его, и когда люди будут взирать на него, они тотчас получат исцеление» (Числ. 21, 1-9). Моисей сделал так, как сказал ему Господь. Он сделал из меди змия и поднял его на столпе. И тогда эта страшная смерть прекратилась. Змеи, жалящие людей, перестали быть смертельно опасными для них.
Это событие является прообразованием того, что произойдет на Голгофе, и это пророчество о том, что происходит со всем родом человеческим. Пустыня - это земная жизнь. Человека жалит зло с самого рождения и до последнего его часа, до того, как он расстанется со своим телом. Безчисленные змеи окружают жизнь человеческую со всех сторон. Это безчисленные виды греха, которые поражают людей.
Мы помним, что когда Адам и Ева, прародители наши, согрешили, неслучайно первый грех явился в виде змия. И разве только каких-то отдельных людей жалит этот змий? Разве только Адам и Ева вступили в беседу с этим змием? Разве все мы не участвуем в этой беседе с ним? И разве не жалит нас диавол со множеством жал своих - различными порождениями греха, находя тысячи путей для того, чтобы достать всякого человека? Он жалит смертельно, и яд свой смертельный изливает прямо в душу нашу. И нет никакого исцеления ни одному человеку, если бы не Господь милосердный, Который не Моисея посылает нам, но Сына Своего Единородного. Который говорит, что то, что произошло когда-то с Богоизбранным народом, сегодня происходит со всем человечеством.
И только тогда, когда взор наш обращен ко Христу, ко Кресту Его, к медному змию, который поднят на столпе, тогда мы получаем исцеление. Подобно тому, как медный змий не имел в себе никакого яда, так Христос, будучи подобным во всем нам, будучи подобным во всем судьбе человеческой, приобщившийся всем скорбям, какие есть только в пустыне жизни человеческой, не имеет только греха. Не имеет этого жала, которым ранен всякий человек. И когда мы обращаемся к Нему нашим взором, не просто внешними глазами, не просто устами одними исповедуем веру в Него, а всем сердцем, и просим прощения у Него в наших грехах, и умоляем об освящении всей нашей жизни, тогда Господь дарует нам избавление от всякого зла, какое только существует в мире.
Зло в мире неистовствует предельно. Мы являемся свидетелями не только самых растленных грехов как нормального явления, враг идет все дальше. В самом центре Москвы, на стадионе в Лужниках под охраной семитысячного ОМОНа, в присутствии высших государственных чиновников, организовано кощунственное представление - глумление над величайшей нашей святыней - Крестом Христовым. Сатане кажется, что немного осталось людей, которые на самом деле обращаются ко Христу и Кресту Его святому. Но мы будем знать эту главную тайну жизни: что такое грех и что такое смерть, и где спасение нам. Только Крестом Христовым даруется нам избавление. И Крест Христов столь же необходим, вернее - безконечно больше необходим, чем он был необходим израильскому народу, когда он находился в пустыне, окружаемый змеями.
Только Кровь Христова может исцелять нас от смертельного яда греха, та Кровь, которой мы приобщаемся в святой Церкви. «Так возлюбил Бог мир, - говорит сегодня нам Евангелие, - что Сына Своего Единородного дал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Так возлюбил Бог мир, что Он дал Сына Своего Единородного: «Сын и дадеся нам», как поем мы в Церкви в наши святейшие дни. И если бы Отец не дал Своего Сына на страдания и смерть ради нас - то враги Христовы не могли бы взять Его, возвести Его на Крест. Так возлюбил Бог мир, именно такою любовью, когда Он, Святейший Бог, нас, ничего незначащих без Бога, без Креста, нечестивых людей, спасает Своею смертью, умирает за нас. И теперь, когда Он берет на Себя наши грехи, смерть не имеет над нами власти. Теперь Крестом Христовым радость приходит всему миру.
Дай Бог нам, когда мы будем целовать Крест Христов в день нашего великого праздника и каждый день, когда мы целуем Крест, входить в эту крестную радость нашего спасения. Аминь.