( http://vozdvizhenie.paskha.ru/Bogoslovie/Propovedi/SvJaschennik_Valerij_Meshkov/?job=print )
Главная
Богословие
Проповеди
Священник Валерий Мешков

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Крест - хранитель всея вселенныя;
Крест - красота Церкви;
Крест - царей держава;
Крест - верных утверждение;
Крест - ангелов слава и демонов язва.

Светилен.

Крестовоздвижение - великий двунадесятый праздник, совершаемый в воспоминание обретения в 326 году Животворящего Креста, на котором был распят наш Спаситель, Богочеловек, и возвращения Святого Креста из персидского плена.

Император Константин Великий (ещё будучи человеком некрещеным), познав чудесную силу Креста Христова, восхотел обрести сие духовное сокровище. По окончании деяний I Вселенского Собора (в городе Никее) матушка Константина - царица Елена - направила стопы свои во святой град Иерусалим. И Господь даровал своим рабам успешный исход их благочестивых намерений.

Когда царица Елена обратилась к евреям, жившим в Иерусалиме, с просьбой указать заветное для христиан место, то они отказались. После внушительного разговора иудеи все же показали на некоего старца Иуду, но и тот упорствовал. После угрозы он привел к обетованному святому месту, где некогда император Адриан во II веке велел построить капище в честь языческой богини Венеры. Идольский храм разрушили, и под ним были обнаружены место Гроба Господня, место распятия Христа - лобное место, а вблизи его нашли три креста, гвозди и дощечку с надписью на трех языках, которая при распятии была прибита на Кресте над главою Сына Божия. Однако табличка лежала отдельно от крестов, и невозможно было точно узнать, на каком же из крестов был распят Иисус Христос.

Но чудо разрешило все недоумения. Патриарх Иерусалимский Макарий повелел прикладывать все три креста к мертвецу (1). Два из них не имели никакого действия, а от прикосновения третьего Креста мертвый воскрес. По сему случаю каждый из безчисленного стечения народа жаждал тотчас облобызать сию драгоценную святыню. Многие изъявляли желание, по крайней мере, хотя бы видеть оную. Патриарх Макарий, дабы удовлетворить требования народа, возшел на возвышенное место, воздвигая (приподнимая) древо крестное и благословляя им народ, который восклицал: «Господи, помилуй!» Сие действие дало название празднику, который был учрежден впоследствии. Событие это послужило к обращению многих иудеев и язычников к Христианству (2).

Судьба обретенного святой Еленой честного древа Креста Господня такова. Это святое древо представляло для христиан, в большом количестве наполнявших Иерусалим, столь великую святыню, что уже при самом обретении его они не только горели желанием поклониться ему, но и получить от него частичку. Действительно, святой Кирилл Иерусалимский (IV век) свидетельствует, что уже в его время маленькие части Животворящего Креста были распространены по всей земле. И свт. Иоанн Златоуст (IV век) свидетельствует, что «многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее златом, вешают на свою шею». Но не все древо крестное было унесено таким образом из Иерусалима (3).

В день праздника Воздвижения Креста Господня в 407 году скончался святитель Иоанн Златоуст.

Поговорим о Кресте и смысле Крестной жертвы.

Согласно Священному Преданию, еще до творения человека, до призвания его из небытия к свету, состоялся Предвечный совет Святой Троицы. Предуведев падение человека, БОГ - Отец воззвал к БОГУ-Сыну о том, что Ему должно будет прийти в мир и пострадать за нас, на что последовал утвердительный ответ. Господь Сам возжелал «плотию взыти на крест» и быть распяту за грехи наши... Поэтому день Крестовоздвижения постный.

Предстоя у Древа Крестного (4), Древа нашего спасения, Древа Любви и страдания (так как любовь немыслима без страдания), Древа пролития крови Сына Божия - вспоминается райское древо жизни и древо познания добра и зла, ставшее камнем преткновения, а точнее - Богоотступничества, о который разбился камень веры первых человеков. Но вот камень отвален от гроба, и свет воссиял всем живущим во тьме и сени смертной...

В Священной летописи человечества - Библии - ярко и поучительно раскрывается БОГОМ тайна Его домостроительства, которая заключается в СПАСЕНИИ (спасении от рабства диаволу, проклятия и смерти духовной) отпавшего от БОГА человека. Было восстановлено Богообщение. Таким образом, идея спасения человеческого рода является главной идеей библейской истории.

Центром же библейской истории, к которому сходились все исторические пути в прошлом и от которого они расходятся в грядущее будущее, является Голгофа, увенчанная Крестом Господа нашего Иисуса Христа. Христос-Спаситель, Христос-Пантократор («Вседержитель») - есть «А» и «W», начало и конец всей истории (спасения) рода человеческого. Когда «исполнилась полнота времен», Ты пришел в мир научить нас и пострадать за нас, взойдя на Крест.

Крест - это молчаливое Богословие. Орудие смерти становится орудием Победы. Эта полярность является одной из христианских антиномий. Да что тут скажешь у Креста, когда взламываются всякие границы, всякие рамки слова. Господь на Кресте, и на Кресте Он все сказал своими муками и всепрощением. Мы же можем только предстоять в священном трепете у Голгофы.

Крест - это безконечная, безкрайняя Любовь Божия. Может быть, уместно сейчас вспомнить пеликана, который за отсутствием воды расклевывает себе грудку и поит детенышей своей кровью. Господь же дает нам не только воду живую, но дарует в снедь Тело и Кровь Свою, соединяющую с Ним, чтобы нам войти в Царствие Небесное. «БОГ стал человеком, чтобы человек стал богом» (по благодати).

Учась предстоять у Храмового Креста (так скажем, малой Голгофы), мы возносимся мыслью к событиям, предшествовавшим крестным страданиям. И вспоминаем моление о чаше, арест - когда пришли забрать Христа ночью с оружием яко на разбойника, - тайную вечерю, предательство Иуды, соблазн апостолов, суд у первосвященника и Пилата, заушения, оплевание, ударения, венчание терновым венцом, крестный путь, пригвождение... Удар! Еще удар! Еще, еще... и только семь слов Спасителя на Кресте - слова Любви. Земля сотрясалась от этого безчеловечнейшего святотатства. Завеса Иерусалимского святилища разодралась надвое. Многие восстали из гробов, и воцарилась тьма, ибо человек более возлюбил тьму, а не свет! Апостол Иоанн Богослов увещевает: «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме». Так возлюбим же свет, возлюбим Господа и жизнь с Ним, а значит - возлюбим Истину, правду Божию, возненавидим неправду, растопчим личину нашего «эго» и примиримся, растопим ледяной панцирь наших сердец и отрясем с них всяческую теплохладность.

Вспоминается и Преображение на предтече Голгофы - горе Фавор. Апостолы увидели Христа во славе. Но во славе им явился Он в тот момент, когда говорил с Илией и Моисеем о своем Крестном исходе из мира. Полнота Божественного сияния - это Крестная любовь. Они хотели остаться во славе Божией, но Христос свел своих учеников в гущу человеческого горя.

Один священник очень глубоко сказал: «Когда мы с вами обращаемся мысленно ко Кресту, на котором был распят Христос, мы знаем, что Бог страждет вместе с миром, для того чтобы нас, в конце концов, из "юдоли плачевныя" и страдания поднять. Его небесная любовь пришла на землю... Он, который (стал одним из нас. - В.М.), прошел агонию и смерть. Вот что нам несказанно дорого и безценно».

Церковь земная - воинствующая и небесная - торжествующе восклицает, ликуя: «спасение соделал посреди Земли Христе Боже, на Кресте пречистеи руки Твои простерл еси», как бы обнимая все человечество, собирая вси языцы - все народы, ибо Господь всем хочет спасения, а не только народу еврейскому, как считают некоторые.

БОГ заповедал человеку: «Аще кто хочет по мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и последует за мною» (Лк. 9, 23). И тот, кто не носит креста жизненного, который дает Господь каждому по силам, тот не достоин Его. Но мы чаще всего не только не носим креста, отрицаясь и ропща, но и распинаем Господа своими грехами - ежедневно, ежечасно, ежеминутно, ежесекундно. И живем мы чаще всего так, будто Он за нас не пострадал, не пролил Кровь Свою, хотя и веруем. Но вера без дел мертва есть. «И бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2, 19). У нас же даже трепета нет. Каковы мы?

Поразительно, что разбойник, распинаемый и висящий по правую руку Спасителя, и сотник римский - язычник-распинатель - уверовали; но те, которые считали себя праведниками и знатоками и делателями закона - закоснели и окаменели сердцами.

Каждый человек в этом мире имеет скорбь, но все наши скорби тонут, когда мы, созерцая Крест, вспоминаем страдания Богочеловека. Отчего надо в любой скорби почаще вспоминать те великие и священные минуты, и нам будет легче.

Род человеческий призван к полноте бытия, к счастью (блаженству). Любовь Божия призвала нас к любви, но эта перспектива была растворена горечью непослушания, а точнее - Богоотступничества. Человек не поверил БОГУ, а поверил «отцу лжи» - князю тьмы - диаволу, тем самым более возлюбив тьму, чем свет. Многие из нас - духовные кроты.

Со времен падения Адама утратили люди образ Человека, растоптали в себе образ Божий и стали более похожи на искусителя своего диавола. И уже не человек как он был задуман Творцом, а карикатура на него населяет Землю. Однако калека мечтает о здоровье: хромой о ногах, слепой о зрении. И хотя утративший образ Божий уже не человек в полном смысле, но он ищет утраченное. Понимает человек, что не таков должен он быть. Но каков? Взгляните на Богочеловека, который зовет нас с Креста к святости, к совершенству.

«Се человек», - сказал Пилат, когда был поражен видом Христа, вышедшего в терновом венце и багрянце... Но не узнали Его! Да, не узнали. «В мире был, и мир Его не познал». Но ладно бы только не узнали, но распяли... «Се человек!» - а воздух на площади разрывался от озверелых криков: «Распни Его! Распни, распни! ...», и «скрежетаху Нань (на него. - В.М.) зубы своими».

В нынешние дни весь крестный путь Христов на Голгофу усеян продавцами. Все кишит. Гомон стоит несмолкаемый в напоминание того, что Господь был продан, и окрик «Распни, распни Его» проносится эхом через тысячелетия в наших ушах, когда идешь чрез эти торговые ряды.

«Человек оставляет след на земле. А жизнь земная оставляет следы на самом человеке. Голгофский Крест оставил свои следы - прободенные руце, нози, ребра на теле Сына Человеческого. Люди пытались завалить огромным камнем следы своего самого страшного преступления. Но нет ничего тайного, что не стало бы явным... Вот камень отвален и из Гроба воссиял свет велий всем народам, и нет ни единого во гробе...

Следы Голгофы ведут на небо. Туда унес вознесшийся Иисус язвы на своем Теле (которые осязал Фома. - В.М.). Они теперь там вечное напоминание о Пассии, о Страдании Сына Человеческого, Агнца Божия, закланного за грехи мира от создания мира.

А на земле, как след о страданиях Его, остался одинокий холм, Крест и Гроб, напоминающие о той страшной трагедии, разыгравшейся на сем месте» (о. Геннадий Фаст).

И поныне туда, к этому следу Крови, Смерти и Воскресения тянется нескончаемой вереницей людской поток.

Много приходило учителей человечества и лжепророков, но все они учили во имя свое, учили о спасении помимо крестной жертвы. Но вот пришел в мир Сам БОГ, и мир Его не принял. Только через восшествие на Крест Господь нас спасает, став примирительной жертвой между БОГОМ Отцом нашим небесным и человеком. Отчего тот, кто учил или учит о спасении вне креста - не от БОГА есть. Вот почему апостол глаголет: «А мы проповедуем Крест - иудеям соблазн, эллинам - безумие». Старец Зосима Верховский молился у Распятия так: «... Лишь только ты приближаешься к Нему, а Он уже встречает тебя с отверстыми объятиями. Склонил Онъ святейшую главу Свою, чтобы слушать тебя. Закрыл Божественные глаза Свои, чтобы не видеть грехов твоих. Приковал ножки Свои, чтобы не уходить и не удаляться от недостойных. Не растворил только, но, так сказать, выломал копьем дверь сердца своего любвеобильного, чтобы без задержания уже лилась Его милость и любовь на всех, припадающих к Нему, сладчайшему и милосерднейшему Отцу и Создателю нашему. Размышляй о таковой безпредельной Его любви, пригвоздившей Его ко Кресту и о Его милосердии, и молись, или подобно мытарю в смирении и сокрушении произноси тихо: "Боже, милостив...", и проч., или взывай как хананеянка, или со слезами молчи, как грешница у ног Спасителя, или как блудный сын, спеши, - не бойся. Окровавленные объятия Его встречают всякую душу, к Нему обращающуюся...»

Больше мне нечего прибавить и ничего не убавишь... «Бдите и молитесь, да не внидете в напасть». С нами БОГ... Только бы не отпасть нам от БОГА грехами своими.

Небезынтересно заметить, что великие слова «Крещение» и «Воскресение» - крестоцентричны, ибо имеют корнем слово «крест», в отличие от подобных греческих слов-понятий. К примеру, Крещение по-гречески переводится как «погружение», а Воскресение - как «восшествие». В отличие от братьев-греков, через которых Русь приняла Крещение, у нас красной нитью проходит образ Креста Христова, придающий этим таинствам более глубокий смысл. Да и понятия «христианин» и «крестьянин» - у нас на Родине практически тождественны.

Свет Голгофы воссиял всем языцам, живущим по лицу земли, и только в свете Голгофы (этом пламени Победы) зрится узкий путь нашего спасения, вводящий в Царствие Небесное. Будем надеяться, что, идя этим путем, Отечество наше возродится.

Хочется крестное слово закончить словами из благодарственного акафиста «Слава Богу за все», написанного, а точнее, рожденного изнутри и выстраданного, одним из пострадавших за Веру: «Я вижу Твой Крест - он ради меня. Мой дух в прахе пред Крестом: Здесь торжество любви и спасения, здесь не умолкает во веки хвала: Аллилуия».

Будем и мы с вами стараться жить так, чтобы едиными усты и единым сердцем воспевать: «Слава Тебе, Господи, слава - за все! Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и Воскресению».

Примечания

1. По другой версии, была еще исцелена болящая.

2. История сохранила имя одного из таковых новообращенных - Иуда, который после был под именем Кирика Иерусалимским Патриархом и пострадал от Юлиана Отступника.

3. «Часть обретенного древа Креста и гвозди от него царица Елена послала своему сыну Константину, а остальное было заключено в серебряный ковчег и вручено предстоятелю иерусалимской церкви с приказанием хранить для грядущих поколений. И святой Кирилл Иерусалимский подтверждает, что честное древо Креста Господня в его время хранилось и показывалось народу в Иерусалиме... В VII веке в царствование византийского императора Фоки (602-610 гг.) эта великая христианская святыня на время попала в руки персов.

Хозрой, царь персидский, вступив в войну с Фокою, покорил Египет, Африку и Палестину, взял Иерусалим, разграбил его сокровища, и в числе этих сокровищ взял из Иерусалима и древо Животворящего Креста Господня и отвез его в Персию. Но Господь не попустил неверным долго владеть христианской святыней. Преемник Фоки император Ираклий некоторое время не мог победить Хозроя, и тогда он обратился к Богу с молитвою о помощи. Он приказал и всем верующим своего царства совершать молитвы, Богослужения и посты, чтобы Господь избавил от врага. Господь даровал Ираклию победу над Хозроем, который сам был убит своим сыном.

Ираклий после этого отобрал у персов многоценную святыню христиан - честное древо Креста Господня и решил перенести его торжественно снова в Иерусалим. В 628 году император Ираклий, достигнув Иерусалима, возложил святое древо на свои плечи, нес его, одетый в свои царские одежды. Но вдруг у ворот, которыми восходили на лобное место, Неожиданно остановился и не мог сделать дальше ни шагу. И тогда Захарии, патриарху Константинопольскому, вышедшему вместе с жителями Иерусалима навстречу царю, было откровение от светоносного ангела: невозможно древо, которое нес Христос в состоянии уничижения, нести в царских одеждах. Тогда царь облекся в простую и бедную одежду с босыми ногами - и в таком виде внес святое древо в церковь на то место, где оно находилось до взятия Хозроем.

Здесь честное древо Креста Господня находилось и в последующее время. По крайней мере, в начале IX века в числе клира храма Воскресения были два пресвитера-стража, на обязанности которых лежало охранять святой Крест и сударий. При крестоносцах святое древо также, несомненно, находилось в Иерусалиме и не раз служило ободрением и охраною их войскам в битвах с неверными. Однако дальнейшая судьба честного древа Креста Господня неизвестна в точности. Весьма вероятно, что с течением времени, постепенно уменьшаясь в своем объеме, вследствие благочестивого желания различных обителей и монастырей иметь у себя частицу святого древа, оно совершенно было раздроблено на отдельные частицы, которые и указываются теперь во многих храмах и монастырях. В частности, в Риме в базилике Святого Креста хранится деревянная дощечка, которую выдают за ту дощечку - titulus, которая была прибита над головою Спасителя и после найдена святою Еленою лежащею отдельно от Креста» (М. Скабалланович. Пятидесятница. Воздвижение Честнаго Креста. Киев, 1916).

4. На месте, где произрастало дерево, из которого был сделан Крест Христов, находится монастырь Креста. Он был построен в IV веке Константином Великим, и основанию его послужило следующее предание. Племянник Авраама, праведный Лот, после бегства из Содома получил от Авраама три отростка деревьев: кедра, сосны (певга) и кипариса. Он их посадил и прилежно поливал 40 лет водой из Иордана. Три деревца срослись в одно, и выросло большое дерево. При постройке храма Соломонова срубили и это дерево и доставили на постройку, но в дело оно не пошло и сохранилось до времени осуждения Христа на казнь. Из этого-то дерева и был сделан Крест Христов. И по сей день место, где произросло древо Креста, сохраняется позади главного алтаря и обозначено серебряным кругом.

Свящ. Валерий Мешков. Праздники в Православии. - М.: Вече, 2007.

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика