Как и в любой великий церковный праздник, в день Воздвижения положено Всенощное бдение и Литургия. Бдение предполагается именно всенощное, то есть на всю ночь. Но сейчас такая служба совершается по многим причинам далеко не везде, и лишь в некоторых храмах и монастырях совершают ее, более соответствующую требованиям Устава, чем обычное праздничное Богослужение накануне праздника, называемое по традиции «бдением».
Малая вечерня, как необходимая часть именно всенощных служб, практически не совершается, кроме тех храмов, где такая служба все-таки есть, и тех, где ради украшения праздничного Богослужения дополнительно совершают Малую вечерню (рассказывали мне о такой практике одного монастыря, но это было давно, возможно, сейчас там служат и настоящие всенощные бдения). Меж тем после Малой вечерни на престол переносится Крест, который во время бдения будет вынесен для всеобщего поклонения и целования. Действие небольшое, но совершается с полным началом, т.е. благословение священника, Трисвятое по Отче наш, с пением тропаря и кондака праздника, с каждением, в конце произносится отпуст. Так как в большинстве храмов Малой вечерни нет, то перенесение Креста на престол совершается непосредственно перед праздничной вечерней службой. К сожалению, увидеть этого нельзя - все совершается в алтаре священнослужителями, можно только услышать, если придти в храм перед службой заранее.
Воздвижение относится к так называемым Господским двунадесятым праздникам. Это означает, что служба этого праздника не соединяется ни с какой другой службой, даже с воскресной, если праздник случится в воскресенье. Так, в этот день в изгнании скончался великий святитель Иоанн Златоуст, но память его не совершается ради праздника, а перенесена на другой день.
Великая вечерня совершается обычно. Стихиры к вечерним псалмам «Господи возвах...» 6-го гласа, косвенного ко 2-му, на этот глас написана завершающая стихира, на Слава, и ныне. Эта стихира «Приидите вси языцы, благословенному Древу поклонимся» в кратких словах раскрывает церковный догмат об искуплении: «праотца бо Адама прельстивый древом, Крестом прельщается»... «Древом бо подобаше древо исцелити, и страстию Безстрастнаго, яже на Древе, разрешити страсти осужденнаго». После литии и чтения из творений св. отцов (где бывает такое чтение) совершается Утреня.
Добавить в блог
Как праздновали Воздвиженье | Богослужение | Богословие | Фотогалереи | Медиа | Поздравительные открытки! | Праздник на рабочем столе | Ссылки | Вопрос священнику | История | Иконография праздника | Монастыри и храмы | Искусство | Детская страница
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования