Пролог - древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Прототипом для Пролога послужили греческие Минологии и Синаксари.
Из числа таких сборников наиболее близким к нашему Прологу считается Минологий, составленный при императоре Василии II (975—1025). В Минологии имелось предисловие, греческое название которого - "пролог" - взято в церковно-славянских переводах за наименование всей книги.
Первоначально Пролог был переведен с греческого языка для нужд Русской Церкви, поскольку устав предписывал чтение Пролога во время Богослужения. Но вскоре Пролог становится любимым домашним чтением наших предков. Постепенно Пролог пополняется новыми материалами - это жития русских святых Бориса и Глеба, прп. Феодосия Печерского, св. кн. Ольги, св. кн. Владимира, Антония и Исаакия Печерских. .
Помимо житий в Прологе имеются краткие поучения на каждый день: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Значительным было литературное влияние Пролога: рассказы из него включались в сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них писались духовные стихи, сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели. Впервые Пролог был издан в Москве в 1641-1643 годах.
Четвероконечный крест не есть "крыж" римский и печать антихристова
Поучение к прихожанам, живущим среди раскольников
Греческий император Константин, когда был еще язычником, раз пошел войною против царя Максентия. На пути к Риму, Константин поражен был необыкновенным явлением. Среди дня, он и бывшие с ним увидали на небе крест, составленный из звезд , вверху коего были слова: "сим побеждай." Константин и воины его испугались, потому что для язычников в то время видеть крест считалось несчастьем. Но в ту же ночь явился Константину Господь Иисус Христос, повелел сделать кресты на всех оружиях и сказал, что он победит Максентия. Константин кресты сделал и Максентий победил. Мать Константина, царица Елена, бывшая в то время уже христианкой, приписывая победу сына единственно помощи Господа, пожелала в благодарность за оную посетить Иерусалим и, если представится возможность, отыскать там крест, на котором был распят Спаситель.
И она пришла в Иерусалим, спрашивала, наведывалась о кресте Господнем, но о нем никто ничего не знал. Наконец, только от одного престарелого еврея, по имени Иуды, она узнала, что крест Господень зарыт в земле под языческим храмом, или капищем. Капище сломали и под ним в земле нашли три креста. Как узнать, который крест Христов? Мимо того места, где рассматривали найденные кресты, несли умершую девицу. И вот полагаемы были кресты на ней. Положили один крест, - ничего; положили другой, - тоже ничего; а как только положили третий, умершая сейчас же воскресла. Тогда все узнали, который крест Господень и стали покланяться ему и лобызать его.
Народу было много: всем хотелось видеть крест Господень, но не все могли. Тогда патриарх Макарий взял его, взошел с ним на возвышенное место и стал поднимать или воздвигать крест над своею головою. Народ падал на землю, молился и плакал. Оттого то, что патриарх Макарий поднимал или воздвигал крест над своею головою, и называется праздник Воздвижением.
Теперь мы спросим вас, братие: сколько имел концов крест, обретенный в Иерусалиме царицею Еленою? Если предположить, что крест был найден восьмиконечный, то каким образом могло возникнуть сомнение в том, какой из трех найденных крестов был крест Господень? Крест восьмиконечный имел бы дщицу и подножие; а дщица ни на минуту не заставила бы задуматься в подлинности креста Христова. Должно, значит, согласиться, что крест Господень был вынут из земли или четвероконечный или шестиконечный. Но видим, однако, что этот крест воскрешает умершую девицу; христиане молятся пред ним, лобызают, с благоговением покланяются ему, и Патриарх показывает его народу как истинный крест Господень. Что же скажут вам теперь на это раскольники, не только отвергающее четвероконечный крест, но часто и не ужасающиеся в своем безумии называть его крыжем римским или печатью антихристовою? Грешат они, братие, в этом случае и заблуждаются жестоко. Вникните в последующие слова наши и вы убедитесь в неправде раскольнической.
1. Известно, что четыре конца восьмиконечного креста состоят из дщицы, на которой сделана была надпись И.Н.Ц.И., и подножия. Когда Господь шел на страдания, с дшицею ли и подножием нес Он крест Свой? Очевидно, без оных; ибо дщица и подножие были прибиты уже тогда, когда Он был распят. Так относительно дщицы Евангелисты говорят: и возложиша, уже по распятии, повествует Евангелист Матфей, верху главы Ею вину Его написану: Сей есть Иисус, Царь Иудейский (Матф. 27, 37). Был же час третий, говорит Марк, и распяли Его. И было написание вины Его написано: царь Иудейский (Марк. 15, 26). То же самое подтверждают и Евангелисты Лука (23, 38) и Иоанн (19, 19 и дал.). Итак несомненно, что, идя на страдание, нес Господь крест четвероконечный. Но этот же самый крест теми же четырьмя Евангелистами и до распят называется не крыжем римским и не печатью антихристовою, а прямо крестом, и мало того, даже крестом Христовым. Исходяще же обретоша человека Киринейска именем Симона: и сему задеша понести крест Его (Мф. 27, 32), говорит Евангелист Матфей и то же самое и Евангелисты - Марк с Лукою (Марк. 15, 21; Лук. 23, 26).
2. Многие из ветхозаветных событий были прообразом креста Христова и в некоторых из них можно видеть ясно подобие креста четвероконечного. Например, в том, что перед переходом Израильтян через Черное море Моисей крестообразно поразил и разделил море, св. отцы видят подобие креста и, конечно, четвероконечного. Когда, во время странствования по пустыне, Евреи в наказание за ропот на Бога были умерщвляемы смертоносными змиями; тогда, по молитве, Моисея, Господь повелевал воздвигнуть ему на полковое знамя медного змея. Уязвленные естественными змеями, с верою взирая на сего змея, получали исцеление. Этот змей был прообразом креста Христова и образовал крест четвероконечный. Когда на Евреев напали Амаликитяне, тогда Моисей взошел на близ лежащую гору вместе с Аароном и Ором, молился с воздеянием рук. В положении Моисея, крестовидно распростершего руки, виден крест: какой? Конечно, четвероконечный.
3. Святые отцы указывают, наконец, образ креста в человеке, распростершем руки, в летящей птице, в четырех концах мира, и ясно, что образ креста четвероконечного. И мы сами, полагая на себе крестное знамение, изображаем также крест: какой? Опять, очевидно, тоже четвероконечный.
Итак, несомненная истина та, что жестоко заблуждаются и грешат раскольники, хуля и отвергая четвероконечный крест. Грешат: ибо, полагая надежду на один восьмиконечный крест, мнят поставить свое спасение как - бы в веществе креста, а не в том, Кто был распят на нем. Грешат: ибо забывают, что не самый крест спас людей от вечной погибели, а пострадавший на кресте Христос Бог наш. Грешат, наконец, и потому, что, не зная истинной истории креста Христова и учения о нем отцов Церкви полагают напрасные нарекания и хулу за учение о кресте на Церковь Божию.
Бегайте же, братие, как от огня, от волков в одежде овчей и хулителей Церкви святой, которые, погибая сами, и вас влекут в вечную муку. Не бывайте, по слову Апостола, к тому младенцы, влающеся скитающеся всяким ветром учения, во лжи человеческой и в коварстве казней льщения (Еф. 4, 14). И скверных и бабьих басней отрицайтесь. Аминь.
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Пролог, 14 сентября.
Добавить в блог
Как праздновали Воздвиженье | Богослужение | Богословие | Фотогалереи | Медиа | Поздравительные открытки! | Праздник на рабочем столе | Ссылки | Вопрос священнику | История | Иконография праздника | Монастыри и храмы | Искусство | Детская страница
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования