Синаксарь, слово греческое, происходит от синаксис - собрание (верующих в церковь для празднования) и значит: книга праздников, в дальнейшем - собрание исторических сведений о празднике или святом.
Похвала Кресту
Мы славим Крест, и вся Церковь наполняется блеском славы. Мы славим Крест, и лице всея вселенныя озаряется сиянием радости. Мы славим Крест, и разсеевается мрак, и разливается свет.
Крест воздвигается, и вражеская сила сатаны, пораженная, падает и сокрушается. Крест воздвигается, и все верующие стекаются. Крест воздвигается, и грады торжествуют, и народы совершают празднество.
Так одно воспоминание Креста уже возбуждает к животворной радости и облегчает тягостную скорбь. Сколь же важно видеть самый образ Креста! Воззрение на Крест вдыхает мужество и изгоняет страх.
Кто стяжал Крест, тот стяжал сокровище. Вы, может быть, думаете, что я под сокровищем разумею золото и драгоценные камни Индии, чем прельщаются люди преданные суетности! Нет. Лучшее и драгоценнейшее из сокровищ, по всей справедливости, есть, по мнению моему, Крест, на котором воздвигнуто здание нашего спасения. Если бы не было Креста, то и Христос не был бы распят, не отверзся бы для нас рай, и разбойник не сделался бы обитателем рая. Если бы не было Креста, смерть не была бы попрана, ад не был бы опустошен, и враждебный змий не был бы умерщвлен. Посему Крест - великое и драгоценное сокровище. Великое потому, что чрез него явлены великия благодеяния. Драгоценное потому, что Крест служит знамением страданий Христа и Его победы. - Страданий: ибо Он добровольно вкусил на нем смерть. Победы: ибо поражен диавол, побеждена смерть, вереи адовы сокрушены, и Крест соделался общим спасением для всего мира.
Крест - надежда христиан, спаситель отчаянных, пристанище обуреваемых, врач немощных, изгонитель страстей, податель здравия, жизнь погибающим. Крест - оружие против врагов, скипетр царствия, венец красоты, твердыня веры, путеводитель слепых, свет для седящих во тьме, наставник невеждам, учитель юношам, приставник отрокам, пестун младенцам, попратель греха, вестник покаяния, глашатай правды. Крест - лествица на небо, залог жизни, смерть для смерти, дерзновение к Богу, ключ к небесному царствию. Крест - страж в нощи, крепость во дни, обуздатель в радости, одушевитель в печали, умилостивитель, примиритель, поборник, защитник, покровитель. Крест помощник в искушениях, хранитель в опасностях, утешитель в скорбях, кормчий в море, отрада в несчастиях. Крест - охранитель спящих, сотрудник трудящимся. Крест - сила безсильным, покой обремененным, пища алчущим, подкрепитель постников, советник подвижникам, одеяние нагим, спутник странникам. Крест - заступник вдовиц, покровитель и питатель сирот. Крест - честь правителей, крепость владык, победа вождей, печать девства, союз супружества. Крест - хранитель градов, оградитель жилищ, посредник друзей, отмститель врагам. Крест - царь любви, умиритель мира, - кратко сказать: Крест - глава страданий Христовых, венец совершившихся для нас чудес.
Посему-то Крест и именуется славою Христовою и высотою Христовою. А что крест составляет славу Христову, послушай о сем Самого Христа. Он говорит: ныне прославися Сын Человеческий, и Бог прославися о Нем..., и абие прославит Его (Иоан. гл. 13, ст. 31 - 32). Также: прослави Мя Ты, Отче у Тебе Самого славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть (Иоан. гл.17, ст. 5). И еще: Отче, прослави имя Твое. Прииде же глас с небесе: и прославих, и паки прославлю (Иоан. гл. 12, ст. 28). Здесь Христос говорит о той славе, которая сопровождала Его Крест, т.е. о смятении тогда и страдании всей природы. Ибо надлежало, чтобы твари сострадали Творцу. А что Крест составляет и высоту Христову, слушай, что сказал Христос: аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе (Иоан. гл, 12, ст. 32). И в другом случае: якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому. Для чего? Да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный (Иоан. гл. 3, ст. 14, 15). Видишь ли, что Крест составляет славу и высоту Христову. Если же Крест Христов составляет славу, то и в настоящий день воздвигается Крест для того, чтобы Христос прославился. А Христос прославляется, дабы нас вознести с Собою.
Посему, когда воздвигается Крест, тогда с ним возвышается и дух благочестивых. Прославляется Христос и с Ним прославляются славящие Его. Воздвигается Крест, и попирается гордыня демонская. Прославляется Христос, и диавол посрамляется. Воздвигается Крест, и возстановляет падших.
С тех пор, как существует Крест Христов, Христу приносится поклонение. Со времени Креста Христова мы познали Сына Божия. Со времени Креста Христова мы чтим Сына со Отцем. Со времени Креста Христова обряды иудейские упразднились, язычество пало, христианство возвеличилось, воздух освятился. Со времени Креста Христова мы научены веровать в Отца и Сына и Святаго Духа и отвергли пагубный бред языческаго многобожия. Со времени Креста Христова смерть презирается, истуканы сокрушены, заклания животных в жертву прекратились, демоны прогнаны, идольския капища разрушены до основания. Повсюду церкви, алтари, песнопения, всенощныя бдения.
Но для чего много говорить? - Со времени Креста Христова люди сожительствуют с ангелами, небо отверсто для земнородных, и Бог присутствует и вселяется между человеками.
О Кресте, - Христова и наша многоименитая похвала! О древо благознаменитое, на котором Христос распростерся! О Кресте, коим изглажено рукописание греха! О Кресте, сокровище неисчислимых благ, путеводитель к раю, ключарь царствия, разрешитель грехов, дарователь побед!
Христос, пригвожденный к тебе, соделал тебя лествицею, ведущею к небесам. Христос, распростертый на тебе, разрешил узы скованных грехом. Христос, добровольно вознесенный на тебя, совознес с Собою мир. Сей-то Крест Христов соделался для нас источником всех благословений.
Покланяйтесь Кресту, ибо чрез него мы познали Господа. Крест достопокланяем, ибо благословен Распявшийся на нем. Крест достопокланяем, ибо чрез него мы вкусили сладость спасения. Благословенно древо: чрез него прияли благословение народы. Благословенно древо: на нем Бог распростерся плотию. Благословенно древо: чрез него разбойник вошел в рай, и вкушение от сего древа истребило древле вкушенную горечь.
Может ли что быть досточуднее? Жилище, которое заключил прельщенный Адам, отверз благоразумный разбойник, и откуда Адам был изгнан, туда разбойник призван.
Итак в настоящий день возвысьте гласы свои и принесите славословие с поклонением Христу Сыну Божию. Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое: яко велий еси Ты, и творяй чудеса, Ты еси Бог един (Псал. 85, ст. 9,10).
(Из творений св. Андрея, архиепископа Критскаго)
Добавить в блог
Как праздновали Воздвиженье | Богослужение | Богословие | Фотогалереи | Медиа | Поздравительные открытки! | Праздник на рабочем столе | Ссылки | Вопрос священнику | История | Иконография праздника | Монастыри и храмы | Искусство | Детская страница
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования