( http://vozdvizhenie.paskha.ru/istoria/prazdnik/?job=print )
Главная
История
Праздник воздвижения Креста Господня

В Православной Церкви праздник Воздвижения включен в число двунадесятых праздников. По сравнению с другими двунадесятыми праздниками этот праздник имеет свои особенности, заключающиеся в том, что, с одной стороны, он напоминает о величии и торжестве совершенного Иисусом Христом дела спасения людей, победы жизни над смертью, а с другой — о страданиях и крестной смерти Иисуса Христа и о греховности людей.

Празднование Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня началось, прежде всего, в Иерусалимской Церкви. Оно возникло уже в IV веке, когда была еще свежа память о событии обретения, и затем получило распространение и по другим церквам — Антиохийской, Константинопольской, Александрийской, Римской. История установления этого праздника такова. Император Константин решил построить храм на месте Гроба Господня. Во времена гонений на христиан это место было засыпано, и здесь даже построили храм Венеры. После раскопок было обнаружено место Гроба Господня, и здесь соорудили храм Воскресения. После обретения Креста приступили к сооружению на Голгофе храма, получившего название Мартириума.

В 335 году, 13 сентября, происходило освящение храма Воскресения, а также, по-видимому, и храма Мартириума. Собрание присутствовавших на этих торжествах епископов высказалось за то, чтобы празднование в честь обретения и воздвижения Креста Господня совершать 14 сентября, а не 3 мая, как это было в предшествующие годы. Это решение получило широкое признание, и в дальнейшем дата 3 мая постепенно была забыта. Так, из составленного Георгием, епископом Александрийским, жизнеописания св. Иоанна Златоуста видно, что во время Златоуста в Константинополе празднование воздвижения Креста совершалось 14 сентября.

В «Месяцеслове Востока» по этому поводу высказано такое соображение: «Вероятно, сие празднование перенесено с мая на сентябрь, кроме соединения с памятью освящения храма, еще и потому, что оно в мае приходилось на дни Пятидесятницы и не согласовывалось с радостью сих дней».
Минуло столетие после освящения храма Воскресения. Явилась нужда в обновлении храма. Освящение обновленного храма было совершено в торжественной обстановке (1) и приурочено к дням первого освящения храма и праздника Воздвижения 13—14 сентября.

По сообщению историка Созомена, со времени освящения Мартириума при императоре Константине, Иерусалимская Церковь совершала, этот праздник ежегодно и весьма торжественно, так что тогда преподавалось даже таинство крещения и церковные собрания продолжались 8 дней; по случаю этого торжества туда стекаются для посещения святых мест многие почти со всей подсолнечной (2).

В IV веке в христианском мире вошли в обыкновение паломничества в страну, где прошла земная жизнь Спасителя. Сохранилось описание путешествия безымянной «Паломницы» (3).

«Днем обновления, — говорится в этом памятнике, — зовется то время, когда святая церковь, что на Голгофе, которую зовут Мартириум, посвящалась Богу, и святая церковь Воскресения, то есть на том месте, где Господь воскрес после страдания, и она посвящена в этот день Богу. Обновление этих святых храмов празднуется с великою честью потому, что в этот день обретен Крест Господень. Поэтому и было так устроено, что день первого освящения вышеназванных церквей был тот день, когда обретен Крест Господень, чтобы все вместе праздновали в один и тот же день со всею радостию. Итак, когда наступают эти дни обновления, они продолжаются восемь дней; за много дней начинают собираться верующие из различных мест и провинций, ибо нет никого, кто бы в этот день не стремился в Иерусалим. В эти дни собираются в Иерусалим епископы, более сорока... И с ними приходит много из клириков. В эти дни обновления украшение всех церквей бывает то же, какое бывает в Пасху и в Богоявление и каждый день правятся службы в различных святых местах так же, как в Пасху и в Богоявление» (4).

В честь праздника Воздвижения Креста Господня церковные писатели создали ряд прекрасных произведений для церковной службы — стихиры, канон. В создании этих произведений участвовали известные творцы церковных песнопений — Феофан, Косма и др. Они старались для выражения своих мыслей и религиозных переживаний создать яркие художественные образы. Прежде всего, они поставили своею целью — связать новозаветные события с ветхозаветными, найти в Ветхом Завете прообразы Креста Господня. Так, в одной из стихир на литии мы слышим: «Прообразуя Крест Твой, Христе, патриарх Иаков, внуком благословение даруя, на главах переменены руки сотвори» (5).

Составитель канона празднику Воздвижения яркий прообраз Креста усмотрел в действии Моисея при переходе израильтян через Чермное море, и это нашло свое выражение в 1-й песне канона: «Крест начертав Моисей, впрямо жезлом Чермное пресече, Израилю пешеходящу, той же обратно фараоновым колесницам ударив, совокупи, вопреки написав непобедимое оружие, тем Христу поим Богу нашему, яко прославися» (6).

Особым внутренним, трудно передаваемым на словах переживанием восприятия тайны Креста наполнен ирмос 9-й песни канона «Таин еси Богородице рай...» В таинственной неразрывной связи предстают Матерь Божия, Иисус Христос и св. Крест. Пресвятая Богородица изображается как таинственный рай, в котором чудесно (невозделанно) возрос Христос, а Сам Христос посадил и возрастил на земле живоносное древо Креста.

Глубокого проникновения в тайну Креста, высокого духовного настроения исполнены песнопения — стихиры честнаго Креста, которые поются после изнесения Креста из алтаря на средину храма для поклонения.

«Приидите, вернии, животворящему древу поклонимся, на немже Христос, Царь славы, волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство...» «Приидите, людие, преславное чудо видяще, Креста силе поклонимся...» «Днесь Владыка твари, и Господь славы на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает; сладость церковная...» «Днесь Неприкосновенный существом, прикосновен мне бывает, я страждет страсти, свобождаяй мя от страстей...»
В Православной Церкви, в честь празднования дня «Воздвижения», установлен особый порядок (чин) воздвижения Креста.

Этот чин имеет многовековую историю. Самая ранняя запись этого чина сохранилась в так называемом Иерусалимском канонаре, относящемся, по времени своего происхождения, к 634—644 годам. В Русской Православной Церкви обряд Воздвижения св. Креста известен с XIII столетия.

В настоящее время изнесение и Воздвижение Креста совершается в таком порядке. На всенощном бдении или на заутрени, во время пения Великого славословия, настоятель в полном облачении совершает с диаконом каждение святого престола, на котором лежит святый Крест. По окончании Великого славословия настоятель взимает Крест на главу и исходит северными дверьми — с предшествующим ему свещеносцем и диаконом с кадилом — до Царских врат. По окончании Трисвятого настоятель произносит в Царских вратах: «Премудрость, прости». Певцы поют трижды «Спаси, Господи, люди Твоя...» Затем честный Крест износится обычно на середину церкви перед святыми вратами, алтаря, иерей полагает его на заранее приготовленный аналой, совершает вокруг него троекратное каждение и, если не совершается чин Воздвижения, поется трижды тропарь: «Кресту Твоему покланяемся...», творя земной поклон после, каждого пения тропаря. То же поют и певцы, и совершается поклонение Кресту при пении стихир.

В соборных храмах, и в некоторых отдельных церквах, с благословения епархиального архиерея, совершается следующий чин Воздвижения Креста. После изнесения Креста на середину храма и троекратного каждения настоятель совершает три поклона до земли перед святым Крестом — и, взяв Крест, обычно украшенный живыми цветами, стоя на восток (к алтарю) начинает первое воздвижение — поднятие Креста вверх. Перед Крестом, на некотором расстоянии, становится диакон, держа в левой руке свечу, а в правой — кадило, и возглашает громко и раздельно во услышание всех: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Певцы поют сто раз: «Господи, помилуй». В начале пения «Господи, помилуй» настоятель трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины сотницы медленно преклоняет главу свою с Крестом насколько может ниже, «на пядь от земли». При пении второй половины сотницы настоятель медленно поднимается. При пении в 97-й раз «Господи, помилуй» настоятель выпрямляется и, стоя прямо, опять трижды осеняет Крестом на восток.

После этого настоятель обращается лицом на запад. Диакон переходит на противоположную сторону и, стоя перед Крестом, возглашает: «Еще молимся о стране нашей, властех и воинстве ея, рцем вси».

Настоятель совершает второе воздвижение, как и первое. Третье воздвижение — лицом к югу. Диакон возглашает: «Еще молимся об оставлении грехов Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и всего во Христе братства нашего, о здравии и спасении, рцем вси».
Четвертое воздвижение — лицом на север. Диакон возглашает: «Еще молимся о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси».

Пятое воздвижение — опять лицом к востоку. Диакон возглашает: «Еще молимся о всех служащих и послуживших во святем храме сем, отец и братии наших, о здравии и спасении и оставлении грехов их, рцем вси».

По пятом воздвижении певцы сразу, без пауз, поют «Слава, и ныне», «Вознесыйся на крест волею...». Настоятель полагает Крест на аналой и поет: «Кресту Твоему...» трижды, затем то же поют певцы, и начинается чин поклонения св. Кресту. Певцы исполняют положенные стихиры.

По окончании поклонения аналой с Крестом поставляется на солее, по правую сторону от Царских врат, до дня Отдания праздника.

С глубоким религиозно-духовным подъемом воспринимают верующие песнопения в праздник Воздвижения и от полноты сердца «едиными усты» поют краткую, но много выражающую церковную песнь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».


Примечания.

1. Этот праздник называется еще «Воскресением словущим». Название указывает, что это не Светлое Воскресение и не воскресный день, но особый праздник, который, хотя случается и не в воскресный день, но слывет или именуется «воскресением» потому, что принадлежит к храму Воскресения (см. «Жития святых», сент., 13 число). В Минее за сентябрь под 13 числом обозначено: Память обновления храма святого, Христа и Бога, нашего Воскресения.
2. Созомен, Церковная история, т. II, стр. 26.
3. Издано И. В. Помяловским в 20-м выпуске «Православного Палестинского сборника». СПб., 1880.
4. «Паломница», § 48 — 49. См. М. Скабалланович, Толковый Типикон стр. 305.
5. В Библии (Быт. 48, 13—17) этот случай передан так: «И взял Иосиф обоих (сыновей) своих — Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую руку против правой Израиля и подвел к нему. Но Израиль простер правую руку свою и положил на главу Ефрема, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он руки свои, хотя Манассия был первенец».
6. В Библии (Исход, гл. 14, ст. 15, 21, 22, 23, 26, 27) событие перехода евреев через Чермное море описывается так: «И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам израилевым, чтобы они шли, а ты подними жезл твой и простри руку твою на море и раздели его, и пройдут сыны Израиля среди моря по суше. И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею и расступились воды. И пошли сыны израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и левую сторону. Погнались египтяне, и вошли с ними в середину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море и да обратятся воды на египтян, на колесницы их и на всадников их. И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место, а египтяне бежали навстречу воды. Так потопил Господь египтян среди моря».

В. Введенский, кандидат богословия
ЖМП 1958 № 9

© «Пасха.ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пасха.ru» обязательна.

Яндекс.Метрика