Иконы и фрески

Воздвижение Креста
Около 1717. Россия
Протоиерей Сергий Модестов
Ссылки
Поделиться:
Главная
Богословие
Проповеди
Профессор Никонов

Ветхозаветные прообразы Креста Господня

"Пророков гласи древо святое предвозвестиша, имже древние свободися клятвы смертные Адам" (Служба на Воздвижение Креста Господня — стихира самогласна).

В замечательной по глубине и богатству содержания службе, посвященной Воздвижению Креста Господня, раскрывающей смысл и значение Голгофской Жертвы, Святая Церковь напоминает верующим несколько моментов из ветхозаветной истории, в которых отразились прообразы Живоносного Древа. Крест — глава нашего спасения — источник безчисленных благ. Когда случается сопоставлять новозаветные и ветхозаветные библейские параллели, то приходят на память слова Господа, сказанные Им по одному поводу окружавшим Его Иудеям: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин. 5: 39).

Прежде всего Святая Церковь отмечает такую историческую аналогию. Некогда райское дерево причинило смерть человечеству в лице прародителя Адама, преступившего в раю заповедь Божию. Благословенное Древо Крестное возвратило человечеству жизнь. "Древом подобаше древо исцелити". Растущее посреди Едема дерево принесло человечеству смерть, водруженное посреди всей земли. Древо стало источником жизни; вскусившие от плодов первого, будучи нетленными, стали тленными, второе Древо стало источником нетления. Первый из людей, вкусивший от дерева, впал в тление и, осужденный на безславнейшее лишение жизни, сообщил болезнь всему роду, но мы, земнородные, чрез Древо Креста возвращены к Богу. Прельстивший через вкушение запрещенного плода в раю наших прародителей был повержен чрез Древо же.

Дальше следует перечень ряда событий ветхозаветной библейской истории, прообразовавших Крест Христов. Многократно повторяется известный случай с патриархом Иаковом. Когда пришло время Иакову умереть, он пожелал дать благословение наряду со своими сыновьями и двум внукам, сыновьям своего любимца Иосифа: старшему Манассии и младшему Ефрему. Иосиф подвел своих сыновей к престарелому и к тому же лишившемуся зрения отцу. В правой руке он держал младшего сына Ефрема, а в левой — старшего Манассию. Таким образом, Иаков должен был свою правую руку возложить на голову Манассии, а левую — на голову Ефрема. Но Иаков совершил обратное действие: правую руку возложил на голову младшего Ефрема, а левую — на голову старшего Манассии. Таким образом, руки Иакова изобразили знак креста.

Иосиф полагал, что слепой отец ошибся, дав предпочтение младшему перед старшим, и пытался было поправить его, но Иаков настаивал на своем и не позволил переложить его руки, ибо младший брат будет могущественнее старшего (см. Быт. 48: 13-20). В одной из стихир на великой вечерне праздника прообразовательное действие библейского патриарха Иакова объясняется таким образом: "Прообразуя Крест Твой, Христе, патриарх Иаков внукам благословение даруя, на главах пременены руки сотвори, действие являя Живоноснаго Креста".

В одной из стихир на литии, принадлежащих перу Киприана Студита (IX век), эта же мысль высказывается в таких выражениях: "Рук пременение (переложение) патриарха Иакова на благословение чад, державное Креста Твоего предъявляше (предуказывало) знамение". Прошло несколько лет. По повелению Божию Боговидец Моисей силой крестной и мышцей высокой вывел народ Еврейский из Египта. Спустя немного времени освободившиеся от рабства Египетского подошли к Чермному (Красному) морю. Но за ними в погоню устремились в большом количестве фараоновы колесницы. Казалось, не было спасения для Евреев. Впереди перед ними открывалось бушующее море, а позади их настигали египетские колесницы. Народ в ужасе возроптал на Моисея: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыню? Что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта?.. Лучше быть нам в рабстве у египтян, нежели умереть в пустыне. Моисей стал взывать ко Господу. И сказал Господь Моисею: Подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше. (Исх. 14: 16).

По слову Божию, Моисей ударил жезлом по морю. Море расступилось, и пошли сыны Израилевы среди моря по суше; воды же были им стеной по правую и по левую стороны. Вслед за ними устремились и фараоновы колесницы. И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их. И простер Моисей руку свою на море, и ... вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них. А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды (были) им стеною по правую и (стеною) по левую сторону (Исх. 14: 26-29).

Как следует из библейского текста, Моисей двукратным действием своего жезла изобразил знак креста. Вертикальная линия креста была нарисована первым ударом жезла, разделившим море, а горизонтальная линия — взмахом жезла для соединения морских вод. Именно об этом начертании Моисеем над морем знака креста рассказано в первой песни канона на Воздвижение: "Крест начертав Моисей, впрямо жезлом Чермное пресече Израилю пешеходящу, тоже обратно фараоновым колесницам ударив совокупи, вопреки написав непобедимое оружие; тем Христу поим, Богу нашему, яко прославися"...

Евреям пришлось столкнуться с амаликитянами. По поручению Моисея Иисус Навин выбрал из среды народа для сражения с амаликитянами наиболее сильных. Под предводительством Иисуса Навина стали сражаться. Когда это происходило, Моисей в сопровождении Аарона и Ора взошел на вершину холма и стал на молитву, воздев к небу руки. Когда он поднимал руки, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, брали верх амаликитяне. Тогда Аарон и Ор устроили для Моисея из камня сидение и стали поддерживать его руки: один — правую, а другой — левую. И были руки Моисея подняты до захождения солнца. Иисус Навин победил Амалика (см. Исх. 17: 8-13).

Христианский писатель II века Иустин Философ писал, что евреи победили амаликитян не только потому, что Моисей молился, но и потому, что, в то время как имя Иисуса было во главе битвы, сам он, Моисей, делал знамение Креста. В службе на Воздвижение Святая Церковь неоднократно вспоминает об этом знаменательном событии: "Егда Амалика Моисей побеждаше, на высоту руце имея крестоявленно, образоваше Христову страсть пречистую" (стихира на стиховне).

Уже у врат земли обетованной евреи подняли обычный ропот и против Господа, и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть (нам) в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища (манна). В наказание за такой ропот Господь послал на народ ядовитых змеев... и умерло множество народа из сынов Израилевых. Народ осознал свой грех пред Богом и заявил Моисею: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев.

Моисей выполнил эту просьбу народа и помолился Господу. Господь приказал ему сделать медного змея и выставить его на знамя. Ужаленный, взглянув на медного змея, оставался живым (Чис. 21:5-9). Что представляло собою знамя, на котором был помещен медный змей? Проще всего думать, что дело обстояло так. К вертикальному, более длинному, брусу, на некотором расстоянии от его верхнего конца, прикреплялся брус горизонтальный, более короткий. На таком знамени удобно было поместить изогнутого змея. Но в таком случае это знамя имело форму креста, отличавшегося от Креста Голгофского только тем, что брусья были значительно тоньше и брус горизонтальный был значительно короче.

На прообразовательное значение медного змея указывал и Сам Спаситель: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3: 14-15). Отмечая факты из ветхозаветной истории, в которых отразилось прообразовательное значение Креста Господня, Святая Церковь в службе Воздвижению Креста говорит: "Днесь пророческое исполнися слово..." или: "Днесь, яко воистинну святовещанный глагол Давидов конец прият, глас пророков Твоих Исаии и Давида исполнися, пророков гласи Древо Святое предвозвестиша".

Из ветхозаветных пророков, предрекавших о Кресте Господнем и страданиях Его, в Церковной службе на праздник Воздвижения названо несколько имен, в частности, упомянут пророк Иона. Некогда пророк Иона ослушался воли Божией и, чтобы не идти в Ниневию, бежал в Фарсис. Но во время плавания корабля поднялась буря и Иона был выброшен в море, где его проглотил кит, во чреве которого он пробыл три дня и три ночи. Помолился Иона Господу Богу из чрева кита, и, по слову Господню, кит изверг Иону на сушу (Иона 2: 1-11).

Церковный песнописец отмечает, что молившийся в недрах китовых Иона крестовидно распростер свои руки: "Воднаго зверя во утробе длани Иона крестовидно распростер, спасительную страсть проображаше"...

Заканчивая обзор ветхозаветных прообразов Креста Господня, отраженных в Богослужении Воздвижению, вспомним случай с двумя учениками Христа Спасителя — Лукой и Клеопой, шедшими в Эммаус в тот же день, когда совершилось Воскресение Его. Они были смущены тем, что Учитель их был распят; в Воскресении Его они не были уверены, и встреченному, но неузнанному Христу рассказали о крушении своих надежд: А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля (Лк. 24: 21). Христос упрекнул их в том, что они не поверили всему, что предсказывали пророки. Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? (Лк. 24: 26). И, начав от Моисея, Он стал изъяснять им сказанное о Нем пророками во всем Писании. Когда путешественники приблизились к Эммаусу, их таинственный Спутник сделал вид, что намерен идти дальше, но Лука и Клеопа задержали Его. Когда все трое возлегли за трапезу, Господь взял хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда Лука и Клеопа узнали Господа, но Он стал невидим для них. Они тотчас же встали из-за стола и поспешили в Иерусалим, где встретились с одиннадцатью апостолами и другими, бывшими с Ним, и рассказали о случившемся с ними в пути.

Можно с уверенностью утверждать, что Господь раскрыл Своим спутникам и мессианский смысл библейских прообразов Креста Своего, ибо на Кресте совершилось искупление и спасение людей, Крест стал главою нашего спасения.

ЖМП, 1953, № 9.

 

Добавить в блог

Как праздновали Воздвиженье | Богослужение | Богословие | Фотогалереи | Медиа | Поздравительные открытки! | Праздник на рабочем столе | Ссылки | Вопрос священнику | История | Иконография праздника | Монастыри и храмы | Искусство | Детская страница

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика