Иконы и фрески

Воздвижение Креста Господня
Начало XIX в. Палехские письма
Протоиерей Сергий Модестов
Ссылки
Поделиться:

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

27 сентября Православная Церковь празднует Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Этот праздник установлен в IV веке в память обретения подлинного Креста, на котором был распят Спаситель. История свидетельствует, что в 313 году император Константин накануне одной из больших битв увидел на небе составленное из света знамение креста с надписью «НИКА» (по-гречески — «сим победиши»). Затем ему явился во сне Сам Господь Иисус Христос с крестом в руке и повелел сделать воинское знамя с изображением креста. Константин исполнил это и выиграл сражение. Это стало началом его обращения.

А через 10 лет император Константин издает Миланский эдикт о веротерпимости и тем самым прекращает по всей стране гонения на христиан, которых на протяжении многих десятилетий обвиняли в самых тяжких преступлениях. Церковь выходит из катакомб, и в 325 году созывает в городе Никее Первый Вселенский Собор — начинается догматическое, философское осмысление христианством самого себя.

В 326 году византийская царица Елена, мать императора Константина, едет в Иерусалим на поиски Креста Спасителя. По древнеиудейскому обычаю, орудия казни обычно зарывались вблизи самого места казни. И вот после долгих поисков Крест был найден. Предание сообщает, что место его нахождения указал один престарелый иудей по имени Иуда, который впоследствии стал христианским епископом с именем Кириак. Это была пещера под развалинами языческого храма. Там обнаружили три креста и отдельно лежащую табличку: «Иисус Назарянин Царь Иудейский». Как же было узнать, который из крестов Крест Спасителя? Необходимо было знамение, и оно совершилось. По совету Иерусалимского Патриарха Макария, который вместе с царицей Еленой обнаружил кресты, их стали один за другим подносить к одной тяжко болящей женщине. От двух крестов ничего не произошло. Когда же возложили третий Крест, то она тотчас исцелилась.

Предание утверждает также, что как раз в это время двигалась мимо похоронная процессия. И воодушевленные только что произошедшим чудом люди стали возлагать кресты на усопшего. И также от первых двух крестов ничего не произошло, а от третьего Креста, уже ознаменованного чудом, усопший ожил. Вот почему Крест Господень называют Животворящим. Можно представить себе, какая радость и восторг охватили всех присутствующих, которые волей Бога стали свидетелями обретения Креста Господня.

Весть о находке быстро распространилась по городу. Безчисленное количество людей хлынуло на Голгофу, все хотели поклониться и приложиться ко Кресту Господню. Но многие даже не могли увидеть его и стали, как говорит предание, просить хотя бы показать Крест, на котором был распят Христос, поднять его высоко. Вот откуда появился удивительно красивый обряд воздвижения, то есть поднимания увитого цветами креста в церкви на праздничной всенощной этого дня. Тогда в Иерусалиме Патриарх Макарий несколько раз поднимал Крест Господень и показывал его на четыре стороны всем.

И сейчас священники пятикратно воздвигают крест над всеми, люди же отвечают покаянной молитвой: «Господи, помилуй!» Это был праздник христианской империи, родившейся под знаком Креста. Прежние, языческие царства и цивилизации были побеждены. «Крест — хранитель всея вселенной, Крест — красота Церкви, Крест — верных утверждение, Крест — ангелов слава и демонов язва». Так Церковь прославляет Крест в среду и пятницу.

Но не забудем, что христианское царство не может быть прочно установлено на этой земле. В день Воздвижения Церковь вспоминает еще одно важное событие из своей истории: возвращение Креста Господня из плена. В 614 году персидский царь Хозрой овладел Иерусалимом, разграбил его сокровища и в числе их увез в Персию древо Животворящего Креста Господня. Там Крест пребывал 14 лет. И только в 628 году Святой Крест был возвращен императором Ираклием в Иерусалим. Предание сохранило подробности этого события. По совету Иерусалимского Патриарха Зосимы, император встретил Крест Господень и, босой, без венца и багряницы, сам внес его в Иерусалимский храм, откуда некогда он был похищен персами.

Это произошло 14 сентября. Вот почему именно в этот день (по новому стилю — 27 сентября) Церковь празднует Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В чем смысл этого праздника для нас? О какой державной победе христианства можно говорить, когда мир пребывает в злодеяниях и ненависти? Почему в акафисте Кресту утверждается, что Крест — «Православия несокрушимая победа»? Может быть, имеются в виду победы прошлого, о которых повествует церковное Предание? Вдумаемся в само слово «победа», как его понимает христианство. Что значит воздвигать Крест и петь про победу Христа? Не значит ли это прежде всего верить, как сказал апостол Павел, в Христа Распятого?

Крестный знак — это знак единственного по своему смыслу и значению страдания. Сейчас церковные кресты украшены золотом, но ничто не затмит изначальный смысл креста как орудия позорной и мучительной казни. Незадолго до Своего распятия Христос сказал Своим ученикам: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). Не забудем этот страшный закон христианства. Бог хочет от нас не простого и красивого поклонения прошлому — не внешнюю победу принес Христос. Вспомним, Ему предложено было стать царем земным, но Он отверг это предложение, что и разожгло неуемную злобу. Вся тайна христианства и победа его — в радостной вере в Воскресение, то есть в то, что Распятый, Отвергнутый, Оплеванный открыл путь в новое Царство Вечной Жизни. Христианство неудобно для обывательского понимания. Здесь, на земле, оно может дать нам только веру, только надежду на жизнь вечную в будущем веке, оно наполняет сердце любовью. Оно невыгодно для меркантильного человека.

Мы знаем, что крестное знамение творит чудеса, охраняет нас, но с огнем играет тот, кто с помощью Церкви желает получить земную победу и земные блага. Многие очень хотели бы, чтобы «золотая рыбка была у них на посылках». Однако не забудем и конец сказки. Воздвижение, которое празднуется в самом начале церковного года, напоминает нам истинные основы христианской жизни — добровольный крестный путь вслед за Христом, который воссияет в вечности истинной победой.

Церковный год. Беседы о Православии. – М.: «Паломник», 2000.

Добавить в блог

Как праздновали Воздвиженье | Богослужение | Богословие | Фотогалереи | Медиа | Поздравительные открытки! | Праздник на рабочем столе | Ссылки | Вопрос священнику | История | Иконография праздника | Монастыри и храмы | Искусство | Детская страница

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика